Иногда встречаю в литературных произведениях в качестве одной из характеристик при описании вещи слова: "цвета белого золота".
После этого я слегка "подвисаю" и стараюсь из дальнейшего текста понять, какого цвета всё-таки была описываемая вещь. Чаще всего оказывается холодно-белого с голубоватым отливом.
А причина такой реакции банальна: "белое золото" имеет очень много оттенков. Понятно, что оно светлее "желтого золота" и не такого цвета как "красное золото", но какой именно цвет автор имел ввиду? А может быть имелся в виду тот бело-голубоватый оттенок чистого родия, которым покрывают изделия из "белого золота" и серебра?
Специально для авторов, рассказывающих о цвете сплава золота напоминаю: цвет покрытия не имеет отношения к цвету металла, на который оное покрытие было нанесено. Не называют же позолоченное серебро "жёлтым серебром". А вдруг в том мире, в котором происходит действие ещё не догадались покрывать изделия из сплавов золота родием?
Вообще "белое золото" может иметь светло-желтый, светло-розовый, светло-зеленый, светло-коричневый или даже серовато-стальной оттенок в зависимости от состава сплава.
Сам термин "белое золото" возник примерно в 20-х годах прошлого (двадцатого) века, когда появились покупатели для относительно некрупных бриллиантов. Точнее, когда появилось оборудование, на которых из "некрупных" алмазов стало возможным делать ещё "менее крупные" бриллианты и стало возможным понизить цену на изделия с настоящими бриллиантами до уровня, когда их мог приобрести (для любимой ведь ничего не жалко) коммивояжер средней руки.
В те времена платина ещё не успела войти в цену, поэтому по-первости из неё и делали оправу. Но когда рекламисты сделали свою работу и спрос на изделия с бриллиантами кратно вырос, выяснилось что далеко не каждая мастерская имеет оборудование для работы с платиной. С развитием химической промышленности спрос на платину (катализаторы в органическом синтезе) вырос, выросла и её цена. Примерно как сейчас цена на тантал находится на уровне цены серебра. К тому же в качестве оправы для "чистой воды" бриллиантов платина всем хороша, но... имеет сероватый "не праздничный" цвет, опять же сложности с обработкой.
И вот ювелирная общественность, догадалась использовать для изготовления оправ для бриллиантов сплав золота с палладием, который и получил название "белое золото". Этот сплав отличается блеском и, пожалуй, действительно белого цвета (если золота не меньше 75%), но... слишком мягкий чтобы крепление камней было надёжным. А в сплавах, где золота чуть больше 58% проявляется уже сероватый оттенок.
Сплав "белого золота" получается достаточно прочным для надёжного крепления бриллиантов, если в нём кроме палладия присутствует не менее 8% платины. Изделие из такого сплава (75% золота, 8% платины, 10% палладия и остальное-серебро) имеет цвет, самый близкий к белому. Однако ГОСТовских сплавов "белого золота", содержащих платину НЕТ, соответственно и изделия из него на витринах ювелирных магазинов Вы не встретите.
"Белого золота" белого цвета не бывает низкопробного. Цвет "белого золота" сколь-нибудь близок к белому при содержании золота на уровне 75%. То "белое золото" 583 или 585 пробы, которое продаётся в ювелирных магазинах просто не может быть БЕЛОГО цвета. А часто Вы встречаете в ювелирных магазинах золото просто 750 пробы, я не говорю уже о "белом золоте" 750 пробы? А если встретите, сколько оно будет стоить? Ювелирная промышленность заинтересована в сбыте производимого товара а не в хранении его на витринах в течении многих лет.
Прочный (и, что характерно, недорогой) сплав золота, подходящий для крепления "некрупных" бриллиантов получается при добавлении в состав сплава никеля. В итоге по цене изделие становится доступным даже для "не очень богатого" покупателя. Всем хорошо: покупатель получает вещь с настоящими бриллиантами", а ювелиры - оборот финансов. Однако у каждого восьмого (примерно) проявляется аллергия на никель. Ах да, сплавы золота с никелем имеют серовато-желтый оттенок. Идя навстречу просьбам трудящихся, а также, чтобы это трудящееся население не страдало от аллергии на никель, эти изделия стали родировать. Родировать - покрывать слоем родия, который имеет как раз тот замечательный бело-голубоватый цвет, который так привлекает покупателей.
Вот тут-то ювелирам и попёрла масть. В состав сплавов "белого золота" стали включать помимо меди и цинка ещё и кадмий. Что там, под слоем родия без нарушения покрытия достоверно определить мне, например невозможно. А приборов неразрушающего контроля у меня нет. В ювелирных салонах их нет тоже :). Узнать, какого цвета "белое золото" из которого сделано украшение можно естественным путем через много лет (а родиевое покрытие довольно прочное) после приобретения. Но к тому времени доказать что-либо будет уже невозможно. Учитывая то, с какой скоростью открываются/закрываются ювелирные магазины и с какой скорость они меняют хозяев я очень сомневаюсь, что можно будет даже просто высказать продавцу претензии о "несоответствующем качестве". Сейчас нам предлагают верить клейму. Ага, ювелиры и банкиры самые честные люди :). Верить или нет - выбор индивидуальный, я, например к этому не склонен.
Есть версия, что "белым золотом" в фэтези-мирах могут называть (имеют право) сам родий. А вот автору хорошо бы сделать в таком случае сносочку, дабы избежать вскипания мозгов у читателей. В нашем мире ювелирные изделия из родия не получили распространения, по крайней мере я о таковых не знаю. Это твёрдый, хрупкий, тугоплавкий металл и я не представляю как ювелиры у нас могли бы работать с ним. А вот ювелиров-магов, наверное, это не остановило бы. Покупатели, скорее всего и у нас бы нашлись, если бы был товар. Пока что у нас используют родий в виде покрытия. И это доступно, хотя он и стоит примерно в 10 раз дороже золота. Стоимость родирования кольца (наподобие обручального) всего около 15 долларов. А родием покрыть можно и медяшку.
Сейчас уже будучи раскрученным брендом "белое золото" приобрело самостоятельную ценность как материал, используемый ювелирными дизайнерами. Например могут в одном изделии присутствовать желтое, белое и красное/зеленое/синее золото, но это уже другая история.
Может быть, после прочтения этой статейки авторы станут конкретнее в описании ювелирных изделий "из белого золота" в своих произведениях.