(по мотивам одноимённого романа А.С.Грина и одноимённого фильма по мотивам романа 1967 г. режиссёра П.Любимова, сценарий А.Галича)
Морской прибой накатывает на берег. Звучит фортепьяно. Играет Владимир Свердлов. Музыка поднимает над морем, жизнью, к звездам. Голос Владимира читает стихи на фоне музыки и звёздного неба, переходящего в морскую гладь:
Среди миров, в мерцании светил
Одной Звезды я повторяю имя...
Не потому, чтоб я Ее любил,
А потому, что я томлюсь с другими.
И если мне сомненье тяжело,
Я у Нее одной ищу ответа,
Не потому, что от Нее светло,
А потому, что с Ней не надо света.
Прибой накатывает на набережную маленького городка, в котором многие захотели бы, ну, если не провести остаток дней, то хотя бы отдохнуть недельку. Это Бар в Черногории.
Городская улица, ведущая к концертному залу. Звучит фортепьяно. Играет Владимир Свердлов. Голос Владимира Свердлова, читающий стихи:
Ты смотришь в очи ясным зорям,
А город ставит огоньки,
И в переулках пахнет морем,
Поют фабричные гудки.
И в суете непобедимой
Душа туманам предана...
Вот красный плащ, летящий мимо,
Вот женский голос, как струна.
И помыслы твои несмелы,
Как складки современных риз...
И женщины ресницы-стрелы
Так часто опускают вниз.
Кого ты в скользкой мгле заметил?
Чьи окна светят сквозь туман?
Здесь ресторан, как храмы, светел,
И храм открыт, как ресторан...
На безысходные обманы
Душа напрасно понеслась:
И взоры дев, и рестораны
Погаснут все - в урочный час.
Фортепьянный концерт. За инструментом мужчина 30 с небольшим лет. Его зовут Владимир Свердлов. Ряды онемевших от восторга зрителей. Вдруг на последней минуте исполнения из первого ряда поднимается яркая девушка лет 18-20. Она, не спеша, идёт к выходу. За ней закрывается дверь. Владимир опускает руки. Концерт окончен. Зал взрывается бурей аплодисментов. Владимир выходит на поклоны
За кулисами после концерта. Владимир принимает поздравления, цветы, фотографируется на память с поклонниками. Рядом с ним женщина лет 40. Это Ольга - его импресарио. Она перехватывает у Владимира цветы. Мягко отгоняет поклонников - группу вездесущих китайских студентов с нечётко выраженной половой принадлежностью, выразительной мимикой ставит на вид назойливым фотографам. Артист устал! Благосклонно допускает до тела артиста поклонниц - целых три поколения одной семьи: бабушку, маму, внучку-дочку и поклонников - мужественных юношей, смущённых своим восторгом перед МУЗЫКОЙ.
Городской сумасшедший суёт Владимиру в нос партитуру, тычет в неё пальцем, будто говоря: "Коллега, а вот здесь вы сыграли не так..." Ольга с трудом, удерживая в руках охапку цветов, оттесняет его в сторону. Вдруг, перед Владимиром предстаёт та самая девушка, что вышла из зала, не дождавшись окончания концерта. В её руках огромный букет ослепительно красных цветов.
Девушка с цветами. Спасибо.
От духоты, усталости, шума или чего-то ещё Владимиру делается дурно, и он теряет сознание.
Ольга. Врача! Позовите врача!
Большая белая комната. Распахнутая дверь на балкон. Через неё видно море и в море под парусом яхта. Ветер задувает внутрь комнаты прозрачную занавеску. Владимир лежит в постели. Рядом на чёрном рояле в золотой вазе огромный букет ослепительно красных цветов. На животе у Владимира ноутбук. Он читает какой-то роман
Глава I
Мне рассказали, что я очутился в Лиссе благодаря одному из тех резкихзаболеваний, какие наступают внезапно. Это произошло в пути. Я был снят споезда при беспамятстве, высокой температуре и помещен в госпиталь. Когда опасность прошла, доктор Филатр, дружески развлекавший меня всепоследнее время перед тем, как я покинул палату, - позаботился приискать мне
квартиру и даже нашел женщину для услуг. Я был очень признателен ему, темболее, что окна этой квартиры выходили на море.
Однажды Филатр сказал:
- Дорогой Гарвей, мне кажется, что я невольно удерживаю вас в нашемгороде. Вы могли бы уехать, когда поправитесь, без всякого стеснения из-затого, что я нанял для вас квартиру. Все же, перед тем как путешествоватьдальше, вам необходим некоторый уют, - остановка внутри себя.
Он явно намекал, и я вспомнил мои разговоры с ним о власти{Несбывшегося}. Эта власть несколько ослабела благодаря острой болезни, но явсе еще слышал иногда, в душе, ее стальное движение, не обещающее исчезнуть. Переезжая из города в город, из страны в страну, я повиновался силе
более повелительной, чем страсть или мания. Рано или поздно, под старость или в расцвете лет, Несбывшееся зовет
нас, и мы оглядываемся, стараясь понять, откуда прилетел зов. Тогда,очнувшись среди своего мира, тягостно спохватясь и дорожа каждым днем,всматриваемся мы в жизнь, всем существом стараясь разглядеть, не начинает лисбываться Несбывшееся? Не ясен ли его образ? Не нужно ли теперь толькопротянуть руку, чтобы схватить и удержать его слабо мелькающие черты?Между тем время проходит, и мы плывем мимо высоких, туманных береговНесбывшегося, толкуя о делах дня.
Вкатывая в комнату столик, сервированный завтраком, входит Ольга.
Ольга. Ещё в постели, а уже в сети. Давайте завтракать, больной!
Владимир. Я не больной, я отдыхаю... А, впрочем, я уже отдохнул!
Владимир отставляет в сторону ноутбук, сбрасывает одеяло, и вскакивает с постели. Он кружит вокруг Ольги и её столика. Сделав несколько гимнастических упражнений, побоксировав воздух, протанцевав с Ольгой несколько па, Владимир усаживается за рояль, поднимает крышку и начинает играть. Ольга мажет хлеб маслом, наливает кофе. Стелет на рояль салфетку, ставит на неё тарелки, чашки. Они завтракают за роялем.
Владимир. Что у нас там дальше?
Ольга. Карнавал в Дубровнике. Через три дня твой концерт.
Владимир. Ого! Я там буду читать Пушкина! Песни западных славян.
Ольга.
..."Ступай, Владимир, в морской ты город, Там цехины, что у нас каменья.
Там солдаты в шелковых кафтанах, И только что пьют да гуляют: Скоро там ты разбогатеешь И воротишься в шитом долимане С кинжалом на серебряной цепочке.
И тогда-то играй себе на гуслях; Красавицы побегут к окошкам И подарками тебя закидают. Эй, послушайся! отправляйся морем; Воротись, когда разбогатеешь".
Владимир. Ну, если разбогатею... Еду обязательно...
Здесь я точно бедная мурашка, Занесенная в озеро бурей.
Ольга. Читать стихи - это хорошо. А играть, играть ты там будешь?
Владимир. Я играю всегда!
Ольга. И всегда в выигрыше?
Владимир. Оля! Зачем так мрачно! Весна на дворе... Пойдёмте погуляем?
Ольга. Идите один. Мне надо кое-что посчитать.
Владимир. Было бы что!
Ольга. Представьте есть что!
Владимир. А я знаю.
Подъезд гостиницы, в которой живёт Владимир. Мимо проезжает кабриолет с шофёром, на заднем сиденье в нём сидит та самая девушка. Владимир выходит из гостиницы. Владимир идёт по улице. Его внимание привлекает уличная торговля. В это время за его спиной проезжает в кабриолете та самая девушка. Владимир идёт по набережной. Владимир в парке на скамейке. Владимир заходит в ресторан. Мимо в кабриолете с шофёром проезжает та самая девушка.
Владимир выходит из ресторана. Мимо в кабриолете с шофёром проезжает та самая девушка. Владимир ловит такси и приказывает шофёру следовать за кабриолетом.
Кабриолет останавливается в порту у пришвартованной яхты. Девушка выходит из кабриолета и поднимается по трапу на яхту. Кабриолет немедленно уезжает. Яхта называется
Бегущая по волнам
Подъезжает такси. Из такси выходит Владимир. Он поднимается по трапу. Его встречает матрос.
Владимир. Добрый день. Вы говорите по-французски? По-русски? По-английски?
Матрос. Я говорю по английски. Что вам угодно.
Владимир. Сюда поднялась девушка. Мне нужно её увидеть.
Матрос. Это частная яхта. Покиньте, пожалуйста, борт.
Владимир. Позовите капитана или хозяина.
Матрос. Никого сейчас нет. Покиньте борт, очень вас прошу.
Владимир. Мне нужно знать, что это за девушка!
Матрос. Да какое вам дело!
Владимир. Мне нужно знать, что это за девушка!
Матрос. А мне нужно знать, когда вы уберетесь отсюда! Вообще-то я могу помочь.
Владимир. Попробуй!
Слово за слово, едва не вспыхивает драка. На шум выходит капитан яхты. Он всё же был на месте. Матрос солгал. И это бесит Владимира ещё больше. Капитан встаёт между Владимиром и матросом
Капитан. Что случилось? Ба, да это сам Свердлов! Вот уж не ожидал вас здесь увидеть.
Владимир. А я ожидал более любезного приёма.
Капитан (представляясь). Капитан Гез! Матрос, идите...
Матрос уходит.
Капитан. Простите его, он ведь на службе. Яхта частная, а... Я вчера был на вашем концерте. Знаете, я бы сходил ещё раз. И ещё. У меня есть ваша пластинка. Дадите автограф?
Владимир. Да ради Бога, но ваш матрос...
Капитан. К сожалению он и такие как он не приучены ходить на концерты нормальной музыки, поэтому... А так, он парень хороший, мухи не обидит. Что вы с ним не поделили? Пройдёмся?
Капитан хочет свести Владимира с яхты.
Владимир. Я предпочёл бы остаться здесь. Я понимаю, частная яхта и всё такое, но вчера на моём концерте была девушка, которая настолько поразила моё воображение, что я потерял сознание и теперь она у меня нейдёт из головы, сердца, чего хотите...
Капитан. Что ж, понимаю. Но при чём здесь мой матрос, моя яхта?
Владимир. Сегодня днём, выходя из ресторана, я увидел её. Она проезжала мимо в автомобиле. Я поймал такси и бросился за ней. Автомобиль девушки подъехал к вашей яхте. Она вышла и поднялась по трапу. Я знаю она у вас. Познакомьте меня с ней, прошу!
Капитан. А вы марку, номер автомобиля не приметили...
Владимир. Кабриолет какой-то, номер - нет. Да зачем, она ведь здесь!
Капитан. Её здесь нет, точно вам говорю. Вам, скорее всего, просто показалось, что она сюда поднялась. Такое бывает, волнение, стресс, склонность к фантазиям...
Владимир. Я совершенно спокоен.
Капитан. Я вижу. И пока это так, слушайте меня внимательно. На моей яхте нет никаких девушек. Я говорю вам это только потому, что мне нравится фортепьянная музыка, и понравился ваш вчерашний концерт. Эта яхта частная собственность, пожалуйста, покиньте борт.
Владимир. Бред. Это просто бред. Чушь. Второй человек за последние полчаса хочет убедить меня в том, что я идиот. Но я не идиот. Почему, капитан, как вас там...
Капитан. Гез.
Владимир. Почему, скажите на милость, капитан Гез, вы держите меня за идиота? Ну скажите, да есть девушка, это моя девушка, или девушка чья-то там, и не ваше собачье дело видеть её! Я бы вас понял. А так...
Капитан. Что так?
Владимир. Позвольте откланяться.
Капитан. Будьте любезны.
Владимир. Всего хорошего.
Капитан. Прощайте.
Владимир. До скорой встречи.
Капитан. Сомневаюсь. У вас, где следующий концерт?
Владимир. До свидания...
Владимир сходит по трапу на берег. Отходит так, чтобы иметь максимальный обзор яхты. Капитан как бы приветливо машет ему рукой и скрывается в недрах яхты. Появляется матрос. Он тоже как бы приветливо машет рукой Владимиру и убирает трап.
Владимир достаёт мобильный телефон, набирает Ольгу. Ольга сидит в своём номере за ноутбуком, с ворохом бумаг.
Владимир. Оля!
Ольга. Что случилось?
Владимир. Ничего не случилось. Узнай, пожалуйста, кому принадлежит яхта "Бегущая по волнам". И номер телефона владельца. Буду обязан.
Ольга. Володя, что случилось?
Владимир. Не спрашивай, просто узнай.
Ольга. По-крайней мере, эта яхта цела?
Владимир. Пока цела. Узнай, пожалуйста.
Ольга. Хорошо... Как, ещё раз, она называется?
Владимир. "Бегущая по волнам".
Ольга. "Бегущая по волнам"... А зачем тебе?
Владимир. Купить хочу.
Ольга. Володя...
Владимир. Оля. Ну, давай, узнай, пожалуйста...
Ольга. Хорошо.
Владимир отключается. Ольга сидит в своём номере за ноутбуком, с ворохом бумаг.
Владимир стоит на берегу напротив яхты, тщетно пытаясь увидеть ту девушку. Может быть, её попробуют эвакуировать с яхты на шлюпке или катере?
Ольга некоторое время думает, потом набирает номер телефона.
Ольга. Привет, Славой! Как дела?
Славой - полный лысеющий брюнет лет 30 за компьютером.
Славой. Ольга! Здравствуй! Очень хорошо! Какой мы с тобой концерт сделали! Как там Володя? Как он жив-здоров?
Ольга. Замечательно! Всё отлично, Славой! Володя гуляет.... Славой, мне нужен твой совет. Помоги, пожалуйста...
Владимир стоит напротив яхты. Потом оглядывается. Обнаруживает кафе прямо напротив яхты. Заходит, занимает удобное место. К нему подходит официантка.
Официантка. Здравствуйте...
Владимир. Здравствуйте... Вы говорите по-английски? По-русски? По-французски?
Официантка. Я говорю по-русски.
Владимир. Кофе, пожалуйста... А у вас бинокли есть?
Официантка. Что, простите?
Владимир (показывает жестами). Бинокль. Бинокль, понимаете...