Свобода граждан состоит в свободном использовании своих способностей"
Гельвеций Клод
"Собственность - это кража" Прудон П.Ж.
Все технические (технологические ) достижения Нашей цивилизации за последнее время, а это примерно 100 веков, если вести отсчёт от открытия огня и первых примитивных орудий труда, связаны с распадом родового строя, приведшего, в конце концов, к образованию государств: деспотических на Востоке и городов-государств на юге Европы. Отделение человека от средств поддержания жизни, прежде всего от "средств производства, средств существования", когда человек обособился от другого человека благодаря образованию общественного института собственности, а собственность, в свою очередь, способствовала обособлению людей, групп людей друг от друга. Возникло разделение труда на всех уровнях общественной жизни - труд пахаря отделился от труда ткача, труд художника искоса смотрел на труд врача, труд рабов и труд надсмотрщиков противостояли друг другу и т.д. и т. п.
Образовывались относительно замкнутые социальные группировки по характеру и месту труда (горожане и крестьяне, ремесленники и торговцы, воины и учёные, аристократы и плебеи, хозяева и работники). Такая стратификация общества дала возможность обособления сферы производства от сферы потребления, политическим силам от производительных сил, общественного сознания от морально-нравственных основ общества. Каждые из этих страт вступили во взаимодействие друг с другом, так что можно проследить цепочку соподчинённости и связи их между собою (6).
Такая цепочку взаимозависимостей общественных доминант была прослежена и положена в основу социомодели в предыдущей работе автора ( 6 )
Понятно также, что можно построить и иные цепи общественных явлений. Представляется важным, однако, выявить главное звено в такой цепи социальных факторов.
"Понятия о фазовых системах. Системы с точечной и зональной устойчивостью. Живые системы. Кинетичесие и биоматческие траектории состояния (их особенност). Существенная роль флуктуаций, их влияние на биоматические траектории".
Пытаться проникнуть в тайны разнообразных форм живого (от сложных органических соединений, множественных видовых образований микромира и популяций животных до людских сообществ) с помощью мощного математических инструментария, успешно используемого в естественных науках, стали относительно недавно. Наиболее значительными в этом направлении превнесения математики в биологию следует считать работы Лотки (1925) и Вольтерра (1926), которые "поставили изучение конкуренции (в животном мире) на сравнительно прочную основу..., их уравнения конкуренции сильно повлияли на развитие современной экологической теории и представляют собою хороший пример математической модели " ( 3 ).
Анализируя наблюдаемую цикличность в зависимости количества животных (хищников - Х и травоядных (жертв) - Ж) друг от друга, они предложили математическую модель такой зависимости в виде теперь
широко известных уравнений их имени. Эти уравнения выглядят следующим образом:
dХ/dt = - a Х (Ж о - Ж)
dЖ/dt = в Ж (Хо - Х)
В дальнейшем появились более совершенные модели для этих экологических систем ( модельное уравнение Лесли ( 2, 4 ), уравнение Дж.Смита ( 2 )). Особенно следует отметить, что аналогичные модели стали использовать и при исследовании других сложных процессов, а именно, сложных каталитических реакций. В частности, в таких случаях нашла широкое применение так называемая "тримолекулярная модель" или брюсселлятор (квадратичный осциллятор):
dХ/dt = - АХ - ВХУ
dУ/dt = С Х
Многое в исследовании таких моделей сделано Пригожиным И.С.( 1 ). Следует отметить уникальность таких ( "живых") моделей, в которых можно получить, почти невозможное для всех физических систем, незатухающие колебания параметра в течение длительного периода времени.
В физическом мире аналогом этих уравнений являются так называемые фазовые системы. Их особенностью является тот факт, что скорость изменения доминанты (фазового параметра) однозначно зависит только от положения (состояния) доминанты (фазового параметра) на данный момент, то есть от положения на фазовой плоскости. Это приводит к тому, что фазовые траектории движения (состояния) нигде никогда не пересекаются друг с другом.
Второй особенностью таких систем является то, что применительно к двухпараметрическим (двухфазным) системам, они одновременно не достигают своих экстремальных значений.
Третья особенность фазовых систем в том, что всегда присутствует "ведущая" и "ведомая" доминанта.
Если напрямую применить схему Вольтерра-Лотки к явлениям общественной жизни, где в качестве "травоядных" выступят люди, а в качестве "хищников" - все неблагоприятные факторы их существования, стремящиеся уменьшить количество живущих людей (болезни, голод, войны и т.п.), то, можно с уверенностью говорить, что такая модель будет вполне приемлемой.
Думается, целесообразно, хотя бы и предположительно, указать такой период в жизни людей, когда эта модель "имела место" и функционировала довольно эффективно, - это время доисторического человека, период его раннего существования, когда указанные факторы были основными регуляторами численности человеческих особей. По данным французского демографа Ж.-Н. Бирабена ( ) в течение 20 000 лет от 30000 года до примерно 10 000 года до Р.Х. население планеты составляло величину всего лишь 2-3 млн., испытывая почти периодические небольшие колебания этого числа один раз в 1250 лет, по всей вероятности, определяемые особенностями климата того периода.
Для современного периода ( интуиция подсказывает) в жизни общества происходят исторические изменения уже не в силу факторов, непосредственно влияющих на численность населения (численность населения Земли неуклонно, а в последнее время и катастрофически, растёт), а другие причины, более соответствующие не дикой природе, а организованному в той или иной мере человеческому сообществу. Некоторые из таких факторов были рассмотрены в предыдущей работе автора ( 6 ).
В данной работе автором выдвигается гипотеза о решающей роли таких социальных факторов, как "свобода" и "собственность", в эволюции человеческого сообщества на всём периоде его цивилизационной (европейской модели) фазы (последние 20 веков, во всяком случае). Думается, что главный фактор исторического процесса этого периода (разделение труда во всех его видах, и на всех этапах и всех ступенях социальной лестницы) дал весьма важный побочный продукт своей жизнедеятельности, а, точнее, два - это
а) институт собственности,
в) идеал свободы.
Первый из них своими корнями уходит в "материю", то есть в условия поддержания индивидуальной жизни в её биологической форме. Второй фактор, сугубо человеческий, устремлён в "небо", к вере людей в высшую социальную справедливость .
В том обстоятельстве, что за всю обозримую историю ни отдельный человек, ни отдельные социальные группы (классы) так и не смогли одновременно обрести ни вожделенной "собственности", ни желанной "свободы", видится их исключительность как доминант исторического процесса.
Диаграмма СL - диаграмма исторической событийности (глобальная диаграмма).
Автором предлагается новая модель фазовых процессов, более совершенная по сравнению с моделью брюсселлятора. Этой модели (кубический осциллятор, поскольку правой частью уравнений, описывающих поведение модели, является кубический многочлен от переменных величин) соответствуют следующие два уравнения:
dХ/dt = - а(Хмах - Х)(Х - Хмин)(У - Умц)
dУ/dt = в (Умах- У) (У -Умин)(Х -Хмц)
СL -диаграмма - это двумерная фазовая плоскость в декартовых координатах, на которой по оси Х отложен C-параметр (индекс личной собственности), а по оси ординат (У) L-параметр (индекс личной несвободы). Отмечается двойственная природа указанных параметров: ЧАСТНАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ (государственная) собственность, ЛИЧНАЯ И КОРПОРАТИВНАЯ свобода.
Величины параметра зависят от соотношения: С от частной и общественной собственности в обществе, L от соотношения личной и корпоративной свободы в обществе
( С=1, когда главенствует частная собственность, L =1, когда определяющей является корпоративная мораль).
На фазовой плоскости ( в первом квадранте) в квадрат со сторонами, равными 1, вписана окружность с единичным диаметром .
Полюса (точки фазовой плоскости, где одна из составляющих скоростей движения доминант равна 0, таких точек четыре) диаграммы:
"запад" - (С = 0, L = 0.5)
"север" - (С= 0.5, L = 1.0)
"восток" -(С=1 , L = 0.5)
"юг" - (С= 0.5, L=1.0)
Распределения социопараметра (фактора) "исторические общественные формы " на фазовой исторической плоскости:
Распределение социопараметра "общественное состояние" на диаграмме "фазовый восьмиугольник" (фазовый восьмиугольник АВСДЕFGLA - вписанный в единичную окружность , его стороны, примыкающие к полюсам- АВ, СД, ЕF,GL параллельны осям координат):
Участок АВ: собственность в руках государства, единоличное правление деспота (религиозный фанатизм, тирания кумира), идеологическая доминанта - стремление к коллективным целям и корпоративной морали, товарно-денежные отношения находятся под государственным контролем, во всём господствует распределительный принцип (создаётся иллюзия общественного самоуправления для современных форм правления) .
Участок ВС: развал деспотии, смутное время, переход правления к олигархам, проявляется одновременное стремление к корпоративной (кастовой, сословной) морали, что характерно и для участка АВ, и к разгосударствлению собственности.
Участок СД: абсолютная монархия, сословное государство, сословное право и мораль, дальнейшее приватизация госсобственности.
Участок ДЕ : время общественной нестабильности и революций, переход к конституционной монархии, которая в итоге не решает всех социальных проблем, сильное движение за "права и свободу личности", продолжающейся переход собственности в руки частных владельцев,
усиление роли денег.
Участок ЕF: установление парламентской республики (власть "народа"), номинальная государственная исполнительная власть, живущая на налоги с населения, сильная доминанта "свобода личности и прав человека", господство рынка, товарно-денежных отношений на всех уровнях производства-потребления.
Участок FG: двухпалатный парламент, начало концентрации собственности и разорения мелких собственников, продолжающееся стремление людей к "свободе личности", выявляются начала идеологических устремлений по обобществлению собственности
Участок GL: президентская республика, значительная доля собственности в руках государства, общая устремлённость к огосударствлению частной собственности, государственные гарантии граждан по имущественным и социальным правам, разгул преступности ( господствует мораль "своя рубашка ближе к телу")
Участок LA: закладываются основы тиранического государства с непременными атрибутами культа личности, завершается процесс огосударствления собственности (или значительной её части), начало отказа от прав и свобод личности в угоду коллективным ценностям социального плана, воинствующая идеология, хронический дефицит товаров.
Кроме генеральной (глобальной) LС-диаграммы следует рассмотреть локальные LС-диаграммы, имеющие места для каждого географического анклава. Для локальных LС-диаграмм вводятся граничные значения (границы толерантности) доминант (Lмин, Lмах, Смин, Смах ), которые фазовые траектории не могут превысить, а также для каждой из них устанавливается свой метацентр (МЦ)- состояние менталитета народа (анклава). Всего таких анклавов (соответственно,LС-диаграмм) имеется пять.
Параметры локальных LС-диаграмм (весьма условно):
Азиатский анклав:
Смц=0.25,Lмц =0.75 (координаты мета-центра) ,
С мин=0, С мах=0.5, L мин =0.5, Lмах=1.0
Европейский анклав: Смц=0.5, Lмц =0.5,
С мин=0.25, С мах=0.75, L мин =0.25, Lмах=0.75
Североамериканский анклав:
Смц=0.75,Lмц =0.25,
С мин=0.5, С мах=1.0, L мин =0.0, Lмах=0.5
Евразийский анклав:
Смц=0.25, Lмц =0.25,
С мин=0.0, С мах=0.5, L мин =0.0, Lмах=0.5
Афро-южноамериканский анклав:
Смц=0.25, Lмц=0.75,
С мин=0, С мах=0.5, L мин =0.5, Lмах=1.0
Можно дать краткую характеристику (менталитет) анклавов, исходя из приведённых данных по локальной LС-диаграмм для каждого анклава.
Азиатский анклав: предпочтение отдаётся общественной собственности, в связи с чем сильный государственный приоритет, население больше желает на кого-то работать, чем кто-то работал на них, предпочтение отдаётся большим (полнородственным) семьям, морально-нравственная среда отличается строгостью, сословно (кастовое), товарное производство под прессом госрегулирования.
Европейский анклав: равное представление в обществе государственной (общей) и частной (личной) собственности, наличие в морали как элементов общинной, так и личной нравственности.
Североамериканский анклав: преимущественная форма собственности - частная, доминируют "права человека, личности", семейные отношения подвергаются сильной эрозии (неполнородственные семьи), значительные социальные гарантии личности, большая свобода нравов, чем вызвано и большое количество разнообразных преступлений.
Евразийский анклав: население предпочитает общественные формы собственности, семейные отношения на грани полного развала, морально-нравственные отношения в стадии упадка, смешанный тип хозяйства.
Афро-южноамериканский анклав: господствующая форма собственности - частная, в отношениях между людьми соблюдаются нормы сословности и кастовости, морально-нравственные установки строги, семьи большие и достаточно крепкие.
Если МЦ анклава, его положенияе на фазовой диаграмме, достаточно консервативен, то МЦ (менталитет страны), как показывает история, совершает дрейф вокруг МЦ анклава, что и должно быть - в силу чрезвычайной сложности задачи - предметом всестороннего и глубокого научного исследования больших научных коллективов.
Если говорить о более глубоком историческом плане, то следует отметить малую подвижность анклавных метацентров: вековой сдвиг фазовой диаграммы, повторяя миграционные процессы расселения людей, происходил по диагонали из азиатского анклава в сторону европейского анклава. Лишь исторический феномен - открытие Америки позволило этому процессу продвинутся в нижний правый угол LС-диаграммы.
Какими видятся судьбы мира сквозь призму нашего данного подхода к глобальным историческим процессам?
Во-первых, следует признать ошибочной линейную схему развития человеческого сообщества в широком временном и пространственном диапазоне, характеризуемое последовательной сменой эпох: рабовладение, феодализм, буржуазный строй, капитализм и...социализм (коммунизм). Есть все основания говорить о двумерной модели исторического развития общества, как оно представлено в рассмотренной модели, когда капитализм никак не может смениться коммунизмом, а в силу имманентных законов общественного развития по двумерной социомодели, всё возвращается к своим истокам - махровому тоталитарному (сиречь рабовладельческому) государству (к "обществу" бесправных людей, по сути своей).
Во-вторых, такая рассмотренная нами модель даёт устойчивые циклы, повторение которых может быть достаточно долгим. Никакого обещанного марксистами сближения наций и народов не происходит ( в лучшем случае - это образование континентальных союзов "близко-родственных" стран (типа Евросоюза или Юговосточного азиатского блока (АСЕАН)). Более того, есть все основания полагать, что наметилось явное противостояние высокоразвитых стран и стран "третьего мира" в лице, например, Всемирной торговой организации, или набирающей всё больше сил мусульманской оппозиции христианским ценностям по всей граничной линии азиатского анклава с Европой.
В третьих, победа Октября (" социалистическая революция" в России) лишь была знаковым моментом человеческой истории, возвестившей начало второго цикла Всемирной истории.
" Все великие исторические события совершаются дважды: один раз как трагедии, второй как фарс", - любил говорить Маркс, дополняя слова Гегеля. Мы, дети XX , являемся свидетелями и участниками этого исторического разворота человеческой истории в сторону своего повторения, но уже в фарсовом варианте.
В четвёртых, история показалась бы нам, и вполне справедливо, дорогой в никуда или повторением пройденного, если бы в этом движении не обнаружились новые элементы социального бытия (понятно, что технологические успехи цивилизации не вызывают, в основе своей, никаких сомнений), к которым следует отнести такой феномен общественного развития как создание из мало разумного "хомо сапиенс" ... высокопорядочного, благородно мыслящего и разумно поступающего ИНТЕЛЛИГЕНТА.
Без такого преображения современный человек мало чем бы отличался от своего пращура - кроманьольца.
История нового времени свидетельствует, что концепция пролетарской революции Маркса, как средства перехода к коммунистическому общежитию, с треском провалилась (и с точки зрения излагаемого материала, и не могла не провалиться), так как пролетарий - законный продукт капитализма, обеспечивающий закономерный переход общества к тоталитарному государству ( и не более того). Так в своё время буржуа, порождённый феодализмом, способствовал возникновению капитализма, а тем самым, и развалу частной собственности, то есть той среды, выходцем из которой он и был. Может быть, поэтому Энгельс, предчувствуя недоброе от грядущей "гегемонии пролетариата", в своём "завещание" подробно оговаривает как весьма возможный вариант "христианское преображение мира" под идеалы коммунизма.
И эта его провидческая мысль чрезвычайно важна в свете нашего представления о грядущем времени для всего человечества. Не в пролетарии Маркса, а в облике интеллигента (не представителя сословия, а как общественном социально - нравственном типе) мы видим спасителя мира,
облике, как собирательном образе всех лучших человеческих качеств и черт, унаследованных от прошлых эпох:
от феодального времени - дух рыцарства, чести и сословного достоинства, преклонение перед Женщиной,
от буржуазного времени - предприимчивость, похвальное любопытство, любознательность во всём, настойчивость в достижении поставленной цели, дух благородного авантюризма,
от капиталистического периода истории - образованность и культура управления сложной техникой и технологиями, осознание ценностей личностного бытия, не опутанного классовыми, кастовыми и религиозными предрассудками и догматами.
Победить многоголовую гидру Несправедливостей нашей цивилизации можно только объединёнными усилиями интеллигентных людей всего мира. К союзу, друзья!
Литература:
1. Пригожин И. Самоорганизация в неравновесных системах
2. Смит Дж. Математическине идеи в биологии М. 1990
3. Смит Дж. Модели в эколгии М.1976
4. Бюннинг Э. Ритмы физиологических процессов 1961
5.Пианка Э. Эволюционная экология, М., 1981
6.Агафонов А. Социодинамика исторических процессов