Афонин Михаил Евгеньевич : другие произведения.

Бд-21: Мона Лиза из Третьяковки

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Улыбка Моны Лизы много лет сводит с ума историков и искусствоведов. Все они говорят о том, что в ней есть какая-то тайна. Уверяем вас, секрет картины скрыт не только в выражении лица Джоконды. На самом деле всё ещё интересней.

  Улыбка Моны Лизы много лет сводит с ума историков и искусствоведов. Все они говорят о том, что в ней есть какая-то тайна.
  Уверяем вас, секрет картины скрыт не только в выражении лица Джоконды. На самом деле всё ещё интересней.
  
  Третьяковская галерея основана в далёком 1856 году богатым купцом Павлом Третьяковым. Сначала он собирал произведения искусства для себя, но в 1867 решил, что пора показать коллекцию людям - это не правильно, что всю красоту видит только он один. Тогда купец открыл свою галерею для посетителей.
  В 1892 году Третьяков и вовсе передал свою коллекцию государству.
  Скрупулёзные чиновники тут же сделали опись всех вещей, что успел собрать купец. Выходило, что в галерее находятся 1276 картин, 471 рисунок, десять скульптур русских художников, а также 85 картин иностранных мастеров.
  Российский Император Александр III лично поблагодарил Третьякова за такой бесценный дар стране. Самодержец лично осмотрел коллекцию и был очень удивлён, что одна из картин никогда не выставлялась в галерее, хоть считалась особо ценной.
  На картине, написанной в начале XVI века, была изображена Ritratto di Monna Lisa del Giocondo, Мона Лиза. Правда, у этой, из коллекции Павла Третьякова, была загадочной не только улыбка. В руках Джоконда держала пышную ветвь, которой не было на картине, которую Александр видел в Лувре.
  Естественно, картина Императора заинтересовала, он пригласил Третьякова к себе на аудиенцию и велел рассказать всё, что знает о своей Джоконде.
  Третьяков был большим поклонником таланта да Винчи, и знал и о картине, и о самом Леонардо почти всё.
  
  У Леонардо да Винчи было два ученика. Хоть людей, которые хотели учиться у великого мастера, хватало, он больше никого не соглашался брать на обучение. Леонардо предлагали огромные деньги за науку, но Мастер был непреклонен.
  Одним из тех, кто приехал в Италию, надеясь учиться у да Винчи, был сын богатого русского купца Мещерского, Василий Мещерский. Юноша проявлял большие способности к рисованию. Но ему не повезло, как и остальным претендентам на место ученика Леонардо.
  Однако молодому человеку стыдно было ехать домой, так ничему и не научившись. Он остался в Италии, чуть ли не ежедневно обивая порог Леонардо с просьбами об обучении.
  
  Василий Мещерский жил в Италии уже пять лет, когда нашёл способ попасть в дом да Винчи. Пусть не учеником, но молодой человек придумал, как безнаказанно наблюдать за работой художника.
  Когда Леонардо стал работать над портретом Моны Лизы, Мастеру не нравилось выражение лица модели. В то время было принято писать портреты людей со скорбными выражениями лиц. Но да Винчи желал изменить традиции.
  Для того чтобы Джоконда улыбалась, Леонардо предпринял хитрый шаг.
  
  Позже, в 1550 году, через 31 год после смерти художника, его биограф Джорджо Вазари писал, что да Винчи, во время работы над портретом приглашал в дом певцов, шутов и прочих артистов, чтобы они развлекали женщину, пока он пишет.
  Одним из приглашённым шутов и решил стать юноша из России.
  
  Мещерский проследил за артистами, когда те, отработав, покинули дом художника. Молодой человек выяснил, где находится их балаган и пришёл наниматься туда на работу. Так как Василий был юношей крепким и гибким, его с удовольствием приняли на роль шута. А накрасив лицо русского ярким гримом и велев строить гримасы, балаганщики сами чуть не катались по полу от смеха. Мещерский так старался и корчил такие смешные рожи, что уже на следующий день Василия взяли с собой в дом Леонардо.
  Так юноша получил возможность смотреть, как творит да Винчи.
  
  На второй день пребывания в доме художника Василий, выполняя свои трюки, споткнулся о стопку досок, стоявших в углу мастерской.
  Доски эти были совсем не простые, а особые, из тополя. Именно на такой Леонардо писал портрет Моны Лизы. В этом нет ничего удивительного. В то время художники работали не с холстами, а с деревом. Холстовая ткань попросту ещё не была изобретена. Поэтому, если вы где-то услышите что-то типа "на холсте да Винчи изобразил женщину с загадочной улыбкой", можете смело поправлять этого человека. Потому что не на холсте, а на доске.
  Так вот, споткнувшись о доски, Василий стал смешно ругать одну из них, разговаривая с ней и рассказывая, как он её покарает за "преступление". После юноша попросил да Винчи подарить ему эту деревяшку. Художник не имел ничего против.
  
  Леонардо так и не узнал лицо юноши, так часто приходившего и просившего взять учеником. Слой грима не дал этого сделать.
  
  Отнеся доску на постоялый двор, где жил, Мещерский, смыв грим, снова отправился к дому Леонардо. Там он подкараулил, когда выйдет один из учеников, звали его Джакомо Капротти да Орено, и предложил крупную сумму за краски, которыми работал да Винчи. Джакомо, испытывая нужду в деньгах, согласился продать Василию то, что он хочет.
  
  Имея краски Леонардо и доску из того же дерева, на котором писал Мастер, Мещерский стал копировать все движения Леонардо.
  Как было сказано, юноша не был лишён таланта. Вечерами в гостинице он писал свою Джоконду.
  Нужно сказать, да Винчи очень ошибся, не взяв русского в ученики. Своим талантом Василий прославил бы не только себя, но и своего учителя.
  
  Чтобы картина отличалась от творения Леонардо, Мешерский вложил в руки женщины пышную ветвь.
  Когда работа была закончена, и шуты для Моны Лизы больше не требовались, Мещерский понял, что в Италии ему делать больше нечего. Василий вернулся в Россию. Свою Джоконду он увёз с собой.
  
  Далее судьба картины обрастает не совсем приятными подробностями. Василий Мещерский, после смерти отца, стал обладателем неплохого состояния. Но, не имея склонности к коммерции, быстро разорился.
  Мещерскому пришлось распродавать имущество, в том числе и свою картину. Продал он её за очень смешные деньги.
  Но и у нового хозяина Джоконда Мещерского не задержалась. Он также решил её продать.
  Много лет картина путешествовала из рук в руки. Она много раз была подарена, заложена и проиграна в карты. Более того, через несколько лет портрет пришёл в такое ужасное состояние, что узнать на нём Джоконду было очень трудно. Можно сказать - невозможно.
  
  В таком плачевном состоянии в 1857 году картина попала к Третьякову. Купец, наняв лучших реставраторов, восстановил изображение и был крайне удивлён увиденным.
  Тем не менее, Джоконда с ветвью в галерее не выставлялась. Третьяков справедливо посчитал, что копию, пусть и неотличимую от оригинала, людям показывать нельзя.
  Император Александр III решение купца одобрил.
  
  История русской Джоконды продолжилась только в 1911 году.
  21 августа 1911 года из Лувра была похищена настоящая Джоконда. Картину пытались отыскать, но полиция была бессильна. Вину за преступление возложили на некоего Винченцо Перуджиа. Утверждалось, что на стекле в музее был найден отпечаток его пальца. Но и Перуджиа куда-то исчез.
  
  К слову, украденная Мона Лиза породила целый культурный пласт. В то время пропавшему шедевру посвящались оды, девушки в кабаре танцевали в масках с лицом Джоконды, а в самом Лувре выстраивались очереди, чтобы посмотреть на пустое место, где раньше висела картина. Но сам Лувр такое положение дел не устраивало.
  
  Узнав о случившейся беде, Николай II, в то время правивший Россией, велел достать из запасников Третьяковки Мону Лизу Мещерского и предложить её в дар Лувру.
  Специалисты из Парижа, приехавшие посмотреть картину, были восхищены её сходством с оригиналом. Они с удовольствием согласились принять дар русского царя.
  Но что делать с ветвью в руках Джоконды? Её ведь не было у Джоконды да Винчи.
  
  Убрать лишнюю деталь с картины Мещерского поручили художнику Яну (Ивану) Францевичу Ционглинскому.
  Ционглинский закончил работу в 1913 году. И в этом же году Ян Францевич скончался. Слухи о том, что художник был отравлен, чтобы не выдал тайну картины, впоследствии подтверждений не нашли.
  
  В 1913 году картина появилась во Франции также таинственно, как и пропала.
  В прессе говорилось, что некий человек, по имени Винченцо Леонард предложил приобрести Джоконду одному из коллекционеров. Тот обратился в полицию, продавца арестовали, а картину вернули на законное место - в Лувр.
  
  О том, что картину вернул не настоящий вор, говорит хотя бы то, что его приговорили всего к году тюрьмы, и выпустили через пару месяцев.
  
  Теперь картина, написанная русским художником Мещерским, считается самой знаменитой в мире. И никто не подвергает сомнению её авторство. Да и кому подобное может прийти в голову?
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"