Как тут не быть мистиком и не верить в волшебство? Неделю перед вчерашним просмотром меня бомбардировали похожие образы, и даже приснились однажды. При этом традиционно списывать на скриншоты, якобы где-то увиденный мной в сети, не получится. Во-первых, я их не видел. Во-вторых, это не совсем визуальные образы, и не посмотрев фильм, осознать их никак не получится. Не буду перечислять, это личное. Но можно представить мою очарованность картиной и шок. Возможно, это вообще лучшая лента режиссера, которая впечатлила меня даже больше "Носферату" и "Каждого сам за себя...". Надмирное и внечеловеческое произведение. Мифологическое. Наскальная живопись. Мистерии орфиков. Такое кино, которое легко может вызвать как полнейшее отторжение, так и пленить. Мой Херцог, от и до. История в двух строчках - в селении умер мастер, унесший секрет рубинового стекла в могилу, люди сходят с ума от отчаяния. И для Херцога она только путеводная нота, две-три ноты мелодии, которые вдохновили его на галерею разроненных романтических картин о поисках человеком истины, философского камня, Грааля. И даже это скорее попытка вербальной дешифровки напластованных друг на друга образов. "Стеклянное сердце" - смутное печальное ощущение внутри тебя, когда смотришь в мир вот именно так. Не проживаешь его, а "переживаешь". Про него нелегко писать, потому что пишешь скорее про вот эту мелодию, бередящую сердце, твое сердце, не Херцога, но, блин, это удивительное чувство сопричастности и родства, когда кто-то смотрит в мир по такой же касательной. Опять же не буду перечислять образы самого фильма, это не то кино, которое можно сфотографировать в скриншоты и объяснить его тем самым, хотя каждый кадр режиссеров выдержан в запредельно-романтических тонах, с напряженной экспрессией, когда кто приходят на ум и немецкие романтики, и Рахманинов и Август Стриндберг. "Стеклянное сердце" - абсолютно чистое кино, не привязанное к тексту. И это не киносимфония. Оно вызывает примерно те же чувства и мысли, что живопись, собрание картин в мастерской одного художника. Их сложно и почти невозможно рассказать и самому себе, но ты прекрасно понимаешь, о чем он.
На 20-й минуте я вспомнил, что именно на этом фильме Херцог загипнотизировал половину труппы, и лучше бы не вспоминал, если честно (не читайте на ночь Википедию!). Совершенно лишняя информация, ничего ровным счетом не дающая. Каким-то настроением, тональностью "Сердце" еще напоминает "Сатанинское танго" (сценами в кабаке, в том числе), но опять же, это тоже лишняя информация. "Стеклянное сердце" невозможно воспринимать как линейную историю, хотя в ней есть и последовательность, и она лишена совершенной абстракции. Оно больше похоже на бусы, на четки, каждая бусинка в которых мощный четкий образ, который можно перебрасывать из стороны в сторону, видить в неверной последовательности, видить снова и снова, все равно кино будет работать. Херцог - безнадежный романтик, родом оттуда, из XIX века. Его ленты кажутся анахронизмом, а "Сердце" при всей модерновой формальной структуре, в принципе всегда будет казаться "устаревшим" и где-то уже виденным. Как-то до сих пор не задумывался, кто же у нас отвечает в современном кинематографе-то за романтизм. Оказалось, один только режиссер, Херцог. Долгие лета, тебе Вернер. Спасибо, что еще напоминаешь всем о том, о чем не хочется вспоминать, потому что вспоминая и заглядывая в эти образы, теряешь ориентацию во времени и пространстве, земля уходит из под ног. И понимаешь, что понятие "вечность" не слово из восьми букв. "Стеклянное сердце" это вот грандиозное полотно о жизни и мире, в которым мы казалось привыкли обыденно и спокойно жить, но которые всего только краткие образы вечности. Буквально размывает океаном в прозрачную фигуру, растворяешься в брызгах волн в финале этого фильма. Это лучший херцоговский финал, и один из лучших финалов, которые я когда-либо видел. Очень страшное и безумно красивое, красивое до боли, кино. Не хочется ничего после него говорить. Хочется молчать, молчать и молчать. Добиться в себе вот этой необходимой святой немоты.