Спилберг, ты гений. Обалденное кино по его сценарию снял автор "Техасской резни...". И ведь кто бы мог подумать, а? Или я живу в каком-то своем мире, а на "большой земле" "Полтергейст" очень популярная лента, но, мне кажется, все-таки, в сравнении с прочими, он оказался незаслуженно забыт, оставшись "одним из" хорроров 1980-х с какими-то несчастными 7 баллами на имдб. Ну, да, его смотрят, оно нравится, но шоковое впечатление от его просмотра у меня примерно такое же, как от "Нечта" Карпентера. Тогда, помнится, тоже удивлялся, как же это чудо до сих пор остается в тени тех же "Чужих"? Вот мне непонятно и на этот раз, потому что насколько "Полтергейст" круче, мощнее, интереснее, смешнее, страшнее и кинематографичнее "Техасской резни", настолько же оно охренительнее тех самых "Челюстей". Я прямо с первых же кадров обрадовался, открыв рот и улыбался во всю его ширь потом, когда маленькая девочка-блондинка спустилась на первый этаж уютного домика, пока вся семья спала, и села перед "шумящим снежным телеэкраном", улыбнулась и сказала "пять". "Полтергейст", кстати, как выяснилось (ну, мы-то, колхозники, грешным делом подумали, что...), ничего общего с сериалом "Полтергейст" не имеет (хотя сериал нам колхозникам и очень нравится). Это классическое кино по всем формальным признакам, даром что modern horror. Думается даже, его не постеснялся бы сам Хичкок. Красивое, в меру респектабельное и старомодное, очень смешное - но при этом не делающее своими комедийными моментами из фильма пародию или самопародию - и, главным образом, жуткое. Спецэффекты - блеск! Мне кажется, "Полтергейст" вообще можно смело вносить в палату мер и весов как эталон хоррора. Однако хочется заметить, что "Полтергейст" не прямо вот хардкорный хоррор, как, например, "Звонок" Вербински или "Нечто" Карпентера. Может быть, потому что Спилберг, не знаю, но это такое домашнее хоррор-кино, которое впервые начали снимать в 1980-е. Не комедийный хоррор, ни в коем случае, а именно домашний ужастик. Сказочный хоррор, я бы сказал. В котором мистическая необъяснимая жуть, которая в детстве, безусловно, может напугать до усрачки, сейчас не то что не кажется настоящей, в ней есть флер определенной условности, что ли, детской игры. Детские ужастики, рассказанные по ночам в компании, напоминаю, еще пострашнее взрослых будут, так что это никак не отменяет того факта, что "Полтергейст" эталонный хоррор.
Сцены, которые мне хочется пересматривать, перечислять можно бесконечно. Когда мать семейства впервые заметила необычные явления на кухне и, девочкой от радости прыгая, показывала отцу семейства - как на кухне сами двигаются стулья, это пять. Когда к хозяину домой приходит его шеф, а герой всячески старается не показывать ему местные странности, это пять. Когда на сидящую у ТВ девочку выпрыгивает какая-то голубая рука из экрана - это пять. Когда экстрасенсы и парапсихологи браво приходят инспектировать дом, мол, мы навидались полтергейстов, и видят бывшую детскую комнату, где творится черт знает что (вот это "черт знает что" - это отдельная пятерка!) это пять. Сцена, когда мальчика пожирает дерево, а девочку в этот момент похищает неведомая сила из шкафа детской комнаты, это вообще десять! А голос, голос пропавшей девочки по одному из телевизионных каналов со "снегом" "Мама, ты где, я тебя не вижу!"?! Или когда она улыбаясь поворачивается к маме перед телевизором и говорит "They're here!" Ох, как же круто. В общем, улыбка с моего лица так и не сползала до самого финала. Спилберг настоящий волшебник все-таки, с одной стороны технически и технологически знающий, как заставить зрителя сопереживать героям и переживать настоящий ужас. С другой, вполне серьезно заглядывающий за какую-то грань. Ну, не в бездну, не в бездну уж, но почти вплотную подошел к черте парень. У него там с пропавшей девочкой ведет беседы сам Зверь, который рядится в личины простого ребенка, например. И совершенно неправильный и потому еще раз в десять чудеснее, чем если бы он был бы правильным, финал. Тут их два. В первом все окейно, мистика закончилась, во втором начинается Сэм Рэйми со Стивеном Кингом. И это очень верно. Потому что начальная линия разгадки полтергейста носила все-таки очень рациональный характер: сходи туда, сделай это, и мы тебя спасем. Но в результате-то оказывается, что дело вовсе не в том (ну, или не только в том), что дом был построен на кладбище, что налетела какая-то буря, что в ТВ - демоны сидят, что призраки атакуют. Дело элементарно в Звере, который совершенно иррационально не собирается из дома никуда уходить. "Полтергейст" из тех хорроров, который, если тебе не 10, смотришь тупо улыбаясь весь фильм. Он по приключенческому энтертейнменту ближе к "Страшилам" Джексона, "Назад в будущее", "Индиане Джонсу" и творением Рэйми. Чистое кино, эталон жанра, уникальное произведение двух таких разных людей как автор одного из самых чудовищных нервных слэшеров всех времен и "друга всех детей". "Друг всех детей" выбил для фильм детский рейтинг, кстати, молодец! И да, разумеется, вокруг фильма существует целая аура слухов о проклятии, из которых однозначно грустных и очевидных два: обе девочки, снявшиеся в этой "дьявольской сказке" рано умерли. 21-летнюю актрису, сыгравшую старшую дочку семейства, задушил в год премьеры бой-френд, а 12-летняя Хизер, сыгравшая то самое чудо перед тв-экраном, умерла сразу после съемок третьего "Полтергейста". В 12 лет, а. Эх.