Наконец-то, добрался до старья, иначе говоря - классики. "Кольт" - черно-белое кино о киллере, который оказался разменной монетой в руках нанявших его бандитов. Сделав свою работу с другом-напарником он пробует улететь на самолете, но там его уже ждут, и он вынужден залечь в потрепанной гостинице в ожидании лодки, которая увезет его прочь. Это такой любимый всеми жанр, где все надеются на лучшее, но герой уже сделал шаг на пути к могиле, оказавшись в мире нуаров, поэтому его ждут лишь разочарования, предательство и всепожирающая меланхолия. Номура снял где-то/около вариацию "Набережной туманов" с обшарпанным портом Йокогамы, бродягами-матросами и запрограммированным на смерть грустным героем. Герой Номуры ни в коем случае не положительный в общечеловеческом смысле слова. Он киллер, который в кадре убивает главу одного из кланов, а что там в бэкграунде нам знать не надо, но стоит ли сомневаться, что ни в один из известных нам парадизов его не пустят?
Нуар работает как часы. С великолепно выдержанным ритмом, операторской работой, отточенной как лезвие режиссурой. Когда пишешь о понравившихся тебе нуарах, хвалить картинку всегда странно - потому что хороших нуаров с плохой картинкой в природе все равно не существует. Поэтому отмечу лишь, что "Кольт" - это лента авторов, которые очень любили в молодости американские "черные фильмы". В то же время, графика здесь не самодостаточное сокровище - мол, смотрите и любуйтесь - а верно служит режиссерскому замыслу. Начало, когда наемный убийца готовится, а затем убивает жертву, снято совершенно и лаконично так, что оторваться от экрана физически невозможно. Каждый последующий кадр цепляется за предыдущий, и разве что не слышно звука холодно отсчитывающего секунды метронома в монтажной комнате. Об актере, сыгравшим киллера, стоит сказать особо. Потому что впервые я на экране увидел Дзё Сисидо (или на американский манер Джо Шишидо), и каждый, кто видит его впервые, разумеется, не может поначалу смотреть на него без улыбки. Щеки надуты как у хомяка, добродушная физиономия резко контрастирует с ледяным спокойствием и стоическим характером персонажа. Мискаст? Ничего подобного. Посмотрев три работы с ним в главной роли, понимаешь, зачем актер в начале 1960-х сделал себе пластическую операцию, добавив в щеки имплантанты (кроме шуток - стареньким он сделал себе обратную операцию - за которой наблюдала вся Япония). Сработала ли интуиция актера, но образ добродушного с виду и безжалостного внутри убийцы врезается в память навсегда. К молчаливым сукиным сынам в кинематографе вообще отношение особое: они сразу представляются этакими стоиками, верными собственному кодексу чести, и какие бы мерзости не творили на экране или за кадром, им все равно сочувствуешь. Странный феномен, да. Герой Сисидо делает свои темные дела механично и рутинно, работая как часовой мастер, и проронив за весь фильм слов на 3 минуты какой-нибудь болтливой французской ленты.
Ну, и еще надо сказать, что "Кольт" все-таки не чистокровный нуар. Дело даже не в мелодии фильма (очень красивой), сразу же заставляющей вспомнить все, как есть, спагетти-вестерны, но и в финальной разборке "один против всех", где киллер на короткое мгновение становится ковбоем, человеком без имени и без свойств, хорошо отлаженной машиной для убийства. Замечательное кино, очень американское по духу, и свинцово-печальное, как лучшие ленты Марселя Карне.