Эта лента представляет собой собственно один из ранних, и вот уж теперь точно чистокровных нуаров, плоть от плоти американского черного кино. Нуары вообще своеобразный жанр, в него сложно играть из-за сильного влияния временной функции, поэтому даже самые качественные неонуары проигрывают не самым лучшим нуарам 1940-1950-х годов. Обаяние и запах эпохи, как и в случае с настоящим Великим Немым и игрой в него, невозможно подделать в принципе. Нуар для меня и вообще-то нечто отдельное от большого кинематографа, как джаз от музыки, виски от спиртного вообще, кофе от напитков. От них получаешь помимо сильного эстетического наслаждения, и какое-то буквально чувственное удовольствие физиологического порядка, что выносит их из разряда снобистских произведений. Нуары можно разливать в бутылки из-под виски и клеить этикетки с указанием соответствующей выдержки, как, собственно, и джаз. Так вот "Красота преступного мира" ошарашивает абсолютно американским черным кинематографическим миром, такое ощущение, что господа даже пленку специальную заказывали у Музураки или Уайлдера.
На всякий случай запомним Мичитаро Мицусиму, который сыграл в ранней сузуковской ленте вернувшегося с тюрьмы якудзу. Полный достоинства угрюмый герой, от которого поневоле ждешь только хорошего, он скорее похож на пожилого следователя или инспектора из современных телесериалов. Но у Сузуки он три года назад на пару с другом украл три бриллианта и собирается ныне вернуть их все тому же самому другу: если он хотя бы попал в тюрьму, то друг и вовсе оказался инвалидом. Бриллианты герой спрятал в коллекторе, и о, этот коллектор не ровен час тот же самый, что и в "Третьем человеке"! Освещение, ракурсы, текстура изображения, тени - нечаянно видимо правильно встали звезды, и простенькая бэшка в руках Сузуки оказалась чуть ли не произведением искусства нуара. Совсем без экстравагантностей, конечно, не обошлось: сначала бриллианты оказываются в трупе, за которым охотятся якудза, потом в груди девушки-манекена, за которым по городе уже охотится как Остап Бендер наш герой. Рассказывать чем все кончится, наверное, бессмысленно, хотя сразу разочарую - в финале нас ждет хэппи энд (тоже, собственно, плоть от плоти американских нуаров, будь прокляты продюсеры и кодекс Хейза). После жестокой черной дымной пропахшей гарью перестрелки в котельной подвала дома босса якудза ничего не остается, как нагло заявить, что перед нами нуар чистой и самой высокой пробы. И, разумеется, будучи таковым, с точки зрения общечеловеческого киноискусства, фильм никаким таким шедевром не является.