Йенц Т. : другие произведения.

Роковое предсказание или месть сербов

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 6.00*4  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Перевод с французского статьи известного французского историка и писательницы Тамары Йенц.


   Тамара Йенц
  
   Роковое предсказание или месть сербов.
  
    []
  
  
   В декабре 1940 года, в салон мадам Жаклин Дюваль, известной парижской предсказательницы, зашел молодой человек в форме нацистского летчика. Ему хотелось узнать свою судьбу. Мадам Жаклин Дюваль никогда не отказывала своим клиентам, но всегда предупреждала их о последствиях таких предсказаний. Но молодого нациста Генриха Эрлера это не очень волновало - в 1941 году он заканчивал летную школу истребителей, а война к тому времени должна закончиться. Предсказание, как и все предсказания, было туманным. "Ты примешь смерть от руки своих первых врагов". Генриху было смешно - каких врагов? Франция повержена, Англию вот-вот разбомбят. Однако враги нашлись. Сразу после окончания школы, ему довелось попасть на фронт. Правда войной это назвать было трудно. Ну что за армия у Югославии? Тем более, что половина ее пассивно выжидала и не ввязывалась в бои с захватчиками. А целей для истребителей, так и вовсе не нашлось! Вот и пришлось тренироваться в боевых навыках при стрельбе по наземным целям.
   Однако, какая бы плохая не была армия у Югославии, сербы очень не любят, когда кто-то расстреливает госпитали и больницы. Впрочем, не только сербы, но и все остальные. А именно госпиталь и избрали молодые нацистские истребители в качестве мишени. Думал ли в тот момент Генрих о предсказании? Трудно сказать! Но вот сербы, всех участников этого налета довольно быстро взяли на карандаш. И уже 30 мая 1941 года, в самом центре Белграда взлетает на воздух офицерское казино "Демокрацу". Под руинами казино погибли 15 из 24 нацистских летчиков, участвовавших в расстреле сербского госпиталя. Как впоследствии выяснилось, мина была заложена сербской патриоткой графиней Маргаритой Дойл.
   Однако гестапо и германская разведка не дремали - не прошло и 2 суток, как в руки немцев попал перечень тех нацистских летчиков, кого сербские повстанцы приговорили к уничтожению. Информация дошла до самого Геринга, и тот не раздумывая направил оставшихся 7 летчиков в Норвегию, где сербские партизаны были бы не в состоянии их достать. Генрих поначалу очень огорчился, узнав, что вместо солнечной Франции ему и его друзьям изменили назначение на холодную Норвегию, и даже пытался лично оспорить решение на приеме у Германа Геринга. Тогда ему и объяснили в чем причина такого решения - это не ссылка, а забота о его же безопасности.
   Служба на новом месте у Генриха проходила аккуратно - как и большинство немецких асов, он не любил рисковать, поэтому спокойно дослужил в Норвегии до 1944 года, и уже практически забыл про месть сербов, и даже стал командиром авиаподразделения. Но тут, вновь вмешалась судьба, на этот раз в лице германской разведки. Абверу стало известно о том, что готовится авиаудар английских ВВС по нацистскому линкору "Тирпиц". В руки германской разведки попали даже списки экипажей английских бомбардировщиков. Информация была доведена до командиров немецких истребительных авиасоединений в Норвегии, в том числе и до Эрлера. И когда он ознакомился с ней, в его душе поселился страх - экипаж одного из четырехмоторных "Ланкастеров" был полностью сербским, командовал им сквадрон лидер Влэйдимир Чекмарефф. В голове Эрлера возникла картина дымящихся обломков казино "Демокрацу" и безжизненные тела его товарищей, которые оттуда извлекают.
   15 сентября 1944 года 27 бомбардировщиков вылетели для атаки "Тирпица". Из них 21 имел бомбы "Толлбой", а остальные 6 несли по 12-400-фн мин JW Mk II. Бомбардировщики пересекли высокий горный хребет в 90 милях от стоянки линкора около 11.00. Однако они находились в 5 минутах полета от цели, когда немцы начали ставить дымзавесы. Бомбардировщики вышли на цель на высоте 1200 футов, летя звеньями по 6 самолетов с юго-востока. Береговые батареи, корабли ПВО и сам "Тирпиц" открыли огонь. Стреляло все, что могло -- даже 381-мм орудия линкора ставили огневую завесу. Эрлер, терзаемый страхом за свою жизнь, не стал поднимать немецкие истребители на перехват, сославшись на плохую погоду. Было сброшено всего 16 бомб "Толлбой" из 21.
   Бомбардировщики сделали ряд снимков во время атаки, а вскоре после атаки был совершен специальный вылет фоторазведчика. Однако точно установить результаты оказалось трудно. Все-таки было решено, что имело место вероятное попадание в корму и несколько близких разрывов. Позднее норвежское Сопротивление подтвердило, что "Тирпиц" получил попадание в носовую часть. Это было чистой правдой, однако британский кабинет не имел понятия, насколько тяжелыми были повреждения. В действительности 12000-фн бомба попала в носовую часть линкора в 50 футах от форштевня, пробила верхнюю палубу, пробила корпус и взорвалась в воде у правого борта. В результате была затоплена носовая часть корабля, машины и артиллерия сильно пострадали от сотрясения. Германские документы, обнаруженные после войны, могли бы успокоить англичан:
   "Было определено, что ремонт займет 9 месяцев непрерывных работ. На совещании 23 сентября 1944 года в присутствии Главнокомандующего и начальника Морского Генерального Штаба было решено, что больше нет возможности сделать "Тирпиц" полностью мореходным и боеспособным..."
   Нацисты решили установить "Тирпиц" на мелководье, где он не сможет затонуть. После тщательных гидрографических исследований ночью 15 октября он своим ходом перешел к острову Хаакой возле Тромсё. Вместе с "Тирпицем" были передвинуты его зенитные батареи и сетевые заграждения. Земснаряды заполнили песком место у него под днищем, так что он теперь мог только немного погрузиться -- и всё! Теперь в Тромсё имелся не мощный военный корабль, а только плавучая батарея, прикрывающая норвежский фланг Германии.
   Однако Тромсё находился на 200 миль ближе к Великобритании, чем Каа-фиорд, Теперь бомбардировщики спокойно могли долететь до цели и вернуться. С "Ланкастеров" 617-й и 9-й эскадрилий сняли их кормовые турели, внутрь фюзеляжа затолкнули добавочные бензобаки с "Веллингтонов", что позволило взять на 300 галлонов бензина больше. После этого турели поставили обратно. Чтобы уменьшить взлетный вес, были сняты верхние турели и бронеспинки сидений пилотов.
   28 октября бомбардировщики перелетели из Лоссимута, чтобы подготовить новую атаку. В полночь "Москито" метеорологической разведки пролетел над Тромсё и сообщил, что погодные условия благоприятные, дует восточный ветер. Через час взлетели "Ланкастеры" -- 32 бомбардировщика, каждый с бомбой "Толлбой". Они летели низко над водой, пересекли береговую линию Норвегии далеко к югу и повернули влево вдоль шведской границы, чтобы атаковать со стороны суши. Они опоздали всего на полминуты. Когда в 8.50 самолеты подходили к "Тирпицу", ветер переменился, и с моря поползли тучи. И вновь Эрлер, приказал всем немецким истребителям оставаться на земле, ссылаясь на плохую нелетную погоду. Под плотным зенитным огнем английские самолеты попытались сбросить бомбы сквозь разрывы в облачности. Спускаться ниже туч было не только опасно, но и бессмысленно, так как бомбы следовало сбрасывать с определенной высоты, чтобы они могли пробить броневые палубы линкора. Попаданий на этот раз не было, но близкий разрыв по левой раковине оторвал один из валов.
   Рано утром 12 ноября "Ланкастеры" снова взлетели для третьей и последней атаки "Тирпица". Каков бы ни оказался результат этой атаки, шансов на четвертую оставалось немного, так как с 27 ноября солнце даже в полдень будет стоять ниже горизонта. Это означало, что цель будет практически не освещенной. Погода стояла морозная и сырая. 7 "Ланкастеров" 9-й эскадрильи так обледенели, что не смогли взлететь с аэродрома из-за перегрузки. Примерно в 3.00 в воздухе находились 32 самолета. К 9.35 они были уже в исходной точке над озером Торнеа Траск в 100 милях на юго-восток от Тромсё. Бомбардировщики построились, и Тэйт повел их на северо-запад, набирая высоту 14000 футов, чтобы перевалить через горы и сбрасывать бомбы как положено. Когда англичане это сделали, немецкий радар засек их, и началась гонка. Ситуация стала еще более напряженной, так как теперь было известно, что на аэродроме Бардуфосса в 30 милях от стоянки "Тирпица" находится эскадрилья германских истребителей. Когда "Ланкастеры" перевалили через последний горный хребет, их встретил плотный зенитный огонь "Тирпица", остальных кораблей и береговых батарей. Однако линкор остался ясно виден. Не было ни туч, ни дымзавес. "Тирпиц" попытался поставить дымзавесу сам, но неудачно.
   В 9.41 первый "Толлбой" устремился на "Тирпиц". С аэродрома Бардуфосса, несмотря на отчаянные призывы о помощи, не взлетел ни один истребитель. Оттуда на "Тирпиц" сообщили, что над аэродромом патрулируют британские истребители, хотя это было совершенной ложью. Нацисты устроили бы настоящее побоище среди почти безоружных "Ланкастеров", но вышло, что, кроме зениток, англичанам не мешал никто. Но Эрлер испугался сербского экипажа - он знал, что движимые местью, сербы способны забыть про выполнение боевой задачи, и могут попытаться таранить его истребитель. В течение 8 минут было сброшено 29 бомб с высоты 12500-16000 футов. Линкор получил 2 прямых попадания: в левый борт напротив мостика и рядом с башней "Цезарь". На корме начался пожар. "Тирпиц" имел крен 20 град. на левый борт после первого попадания. Второе попадание и близкие разрывы еще больше усилили крен, и он достиг величины 70 град. Около 9.00, вскоре после того как налет закончился, на линкоре произошел страшный взрыв, совершенно уничтоживший башню "Цезарь". Ее отшвырнуло на 40 футов в сторону, и это было результатом внутреннего взрыва, а не попадания бомбы. "Тирпиц" перевернулся через левый борт и затонул.
   Хотя был отдан приказ покинуть корабль, линкор перевернулся так быстро, что люди с нижних палуб просто не успели спастись. В бронированной боевой рубке правая дверь была повреждена во время операции "Тунгстен", а левую заклинило при крене. В результате из 1700 человек экипажа погибло около 1000. 87 человек были спасены через отверстия, прорезанные в днище корабля. Бомбардировщики потерь не имели.
    []
  
  
   Охота на "Тирпиц" завершилась, равно как и карьера Эрлера. Генриху не простили гибель тысячи германских моряков. Он был приговорен к расстрелу. Но на дворе был конец 1944 года, враги были уже у границ Германии, поэтому его решили отправили в авиационное подразделение JG 7, осваивавшее "швальбе" - реактивные истребители Ме-262. Генрих сумел преодолеть кризис, и загнал глубоко внутрь себя свой страх перед сербами. Он совершил несколько боевых вылетов, когда настал тот самый роковой, последний день в его жизни.
   4 апреля 1945 года группа "швальбе" (Ме-262) из I./JG 7 возглавляемая лично майором Генрихом Эрлером, натолкнулась над Бременом на американские "крепости". Эрлер зашел в атаку на одну из них, но с удивлением обнаружил, что его цель имеет не американские, а сербские опознавательные знаки, точнее сказать эмблему сербских партизан - в синем кругу с красной каймой скачущий конь красного цвета (это был "фортесс" B-17G-36-BO "Miss Olga" No 43-33077 сербского майора князя Бориса Стагарского):
    []
  
   От увиденного, в его душу вновь закрался страх и он впал в ступор. Последними его словами были: "О майн Гот! Дас ист русиш!" (как и большинство нацистов, Генрих Эрлер не видел разницы между недочеловеками-славянами и считал их всех русскими). Однако стрелок верхней турели сербской "крепости", капитан Александр Глорх был прагматиком, и уничтожение нацистов было не только его профессией, но и хобби (в свободное от полетов время он тренировался в стрельбе с упреждением, охотясь на мелкую дичь в Шервудском лесу, расположенном рядом с их аэродром). Поэтому, как только в прицеле его турели появилась очередная нацистская дичь, он тут же открыл огонь и реактивный Ме-262 Эрлера взорвался огненным цветком. В последствии российские фашисты сочинят красивую легенду о том, что Эрлер, объятый пламенем пошел на таран вражеского самолета, крича в эфир: "До встречи в Валгалле!", но это все ерунда - после воздействия по цели спаренной установки пулеметов "Браунинг" калибра 12,7 мм, мало что остается и от самолета, и от его пилота. А то, что остается, падает вниз в соответствии с законами Ньютона.
   Жизненный путь Эрлера закончился так, как ему предсказала гадалка - он погиб от руки своих первых врагов. Все его попытки спрятаться от судьбы оказались тщетными. Можно, конечно же, возразить и сказать, что убила его не судьба, а сербская месть, но разве высшие силы, управляющие нашим миром, убивают кого-то лично? Они всегда используют для этого инструменты - природные бедствия, людей-исполнителей. Так случилось и в этот раз.
   На этом наверное можно было бы и закончить наш рассказ, но хотелось бы немного рассказать и о капитане Александре Глорхе, воплотившем волю высших сил.
    []
   Майор Эрлер был не единственной жертвой сербского воздушного стрелка. Так 14 января 1945 г. он сбил два нацистских самолета из JG 7 - фельдфебеля Гейнца Вурма и обер-фенриха Ганса-Иоахима Аста. Через восемь дней - 22 января - он сбивает Me 262 командира 9./JG 7 гауптмана Георг-Петера Эдера. 11 февраля в районе Падерборн-Ганновер он сбивает одиночный "швальбе" майора Ганса Грозингера из 11./JG 7. 15 февраля меткий огонь "браунингов" капитана Глорха настигает "швальбе" из I./KG(J) 54, пилотируемый унтер-офицером Ланге, а затем Ме-262 из JG 7 (W.Nr. 130171) унтер-офицера Ганса Вернера в окрестностях Альвеслоха.
   Затем, 19 февраля, жертвой сербского капитана становится Me 262 майора Тео Вейсенбергера из Stab./JG 7. 9 марта в районе Киля он отправляет на тот свет обер-фенриха Гейнца Русселя. Одна из самых грандиозных воздушных битв разыгралась 18 марта над Берлином, когда три соединения бомбардировщиков 8-й воздушной армии (всего 1327 машин) были атакованы большой группой истребителей из различных частей "Защиты Рейха". В этот день Глорх сбивает нациста обер-лейтенанта Вегманна, а также обер-лейтенантов Карла-Гейнца Зеелера, и Ганса Вальдманна.
   19 марта в районе Хемница он сбивает еще два нацистких "швальбе" из III./JG 7 обер-фельдфебеля Гейнца Матушка (10./JG 7) и лейтенанта Гарри Мейера (11./JG 7). 20 марта его меткий огонь настигает обер-ефрейтора Гелькера и обер-фельдфебеля Гена.
   4 апреля он сбивает Ме-262 из III./JG 7. Это был "швальбе" нациста майора Рудольфа Зиннера. С уверенностью можно сказать, что 10 апреля стало звездным днем для сербского капитана и "черным" днем для JG 7. Жертвами меткого стрелка стали: ефрейтор Гейм, лейтенант Вагнер, унтер-офицер Колер, а также командир 10-й эскадрильи обер-лейтенант Франц Шаль. 17 апреля огонь капитана Глорха настигает "швальбе" обер-фельдфебеля Гейнца Арнольда (11./JG 7).
   Всего же за годы второй мировой войны жертвами капитана Глорха стали 49 вражеских самолетов (из них 42 нацистских, 2 румынских, 1 итальянский, 3 болгарских, 1 албанский).
    []
  
  
Оценка: 6.00*4  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"