Ярким контрастом кпозавчерашнему нелепому интервью Б.Обамывыступает становящееся все более очевидным драматическое изменение политического климата в Вашингтоне. Используемый официальными лицами и экспертами новый лексикон, характер публикаций, стиль обсуждений (как публичных, так и закрытых) свидетельствуют о надвигающейся смене отношения администрации США к российской агрессии против Украины.
Из событий только вчерашнего дня следует отметить: - публикацию М.Гордона и Э.Шмитта в NewYorkTimes:U.S. ConsidersSupplyingArmstoUkraineForces, OfficialsSay;
- представлениеиобсуждениев Atlantic Council доклада, подготовленногочетырьмявлиятельнымиинтеллектуальнымицентрами(the Atlantic Council, the Brookings Institution, the Center for a New American Security and the Chicago Council on Global Affairs)"The Ukraine Crisis: Withstand and Deter Russian Aggression";
- собственносамдоклад: "ЗащититьнезависимостьУкраины, противостоятьроссийскойагрессии: чтообязанысделатьСШАиНАТО" (Preserving Ukraine's Independence, Resisting Russian Aggression: What the United States and NATO Must Do).
Не припоминаю, чтобы авторами какого-либо здешнего доклада оказывалась бы когорта таких влиятельных и вхожих в действующую администрацию лиц: бывший зам госсекретаря США, два бывших замминистра обороны США, бывшийкомандующий войсками НАТО в Европе, бывший замкомандующего войсками НАТО в Европе, бывший посол США в НАТО, два бывших посла США в Украине.
Тон обсуждению задал бывший замгоссекретаря США в администрации Клинтона Строб Тэлбот, традиционно воспринимавшийся в качестве неприкрытого русофила: "Воспользуюсь русской поговоркой "Назовем вещи своими именами". И назвал.
"То, с чем мы имеем дело в Украине, это настоящая война, ведущаяся Россией.
Это в самом прямом смысле война.
Это интервенция, осуществляемая российскими вооруженными силами.
Это в самом прямом смысле оккупация. Причем не только Крыма.
Это в самом прямом смысле аннексия территории. Причем не только территории Крыма.
Это главная угроза миру в Европе.
Миру в Евразии.
И, следовательно, интересам США.
И, следовательно, шансам на мирное сосуществование вXXIстолетии".
Пожалуй, стоит подчеркнуть, что такого рода лексика по отношению к нынешней России в Вашингтоне ранее никогда не использовалась. Дальнейшее обсуждение доклада произошло в столь же духоподъемном ключе.
Главные рекомендации доклада:
- немедленное предоставление Украине военной помощи (оборонным оружием летального характера);
- рекомендуемый размер предоставляемой помощи - 3 млрд.дол. (по 1 млрд.дол. в 2015, 2016, 2017 годах);
- краткосрочная цель военной помощи - остановка российской агрессии против Украины; - среднесрочная цель военной помощи - вывод российских войск со всей континентальной части Украины;
- конечная цель - восстановление суверенитета Украины над всей ее территорией в международно признанных границах.
Сводное резюме доклада.
Защитить независимость Украины, противостоять российской агрессии: что обязаны сделать США и НАТО
Айво Даалдер, Мишель Флурной, Джон Хербст, Джан Лодал, Стивен Пайфер, Джеймс Ставридис, Строб Талбот, Чарльз Уалд.
Ситуация в Украине достигла критической точки. Режим прекращения огня совершенно не соблюдается. Напротив, накал военных действий в Восточной Украине постоянно нарастает по всей протяженности линии соприкосновения враждующих сторон. По состоянию на середину нынешнего января российские войска и силы сепаратистов продолжают атаки как в Донецком аэропорту, так и на других участках. Москва в настоящий момент стремится не к политическому урегулированию ситуации, а к тому, чтобы заморозить конфликт в Восточной Украине, превратить его в перманентный и использовать его как инструмент давления и дестабилизации правительства Украины. Российские войска, вооруженные тяжелой техникой, по-прежнему в значительных количествах находятся на территории Донецкой и Луганской областей. Это может означать, что идет подготовка к следующему массированному наступлению российских войск и сил сепаратистов.
Российский успех может оказаться фатальным для стабильности украинского государства, что, в свою очередь, поощрит Кремль в его дальнейших посягательствах на систему безопасности в Европе. Это может даже подтолкнуть президента Путина к тому, чтобы на деле начать осуществлять свою доктрину защиты интересов этнических русских и русскоговорящего населения путем территориальных захватов в сопредельных странах, включая страны Балтии, и тем самым предъявляя прямой вызов НАТО. Нынешние санкции Запада чрезвычайно важны, и они должны быть продолжены, но их одних - недостаточно. Запад должен поддержать обороноспособность Украины, тем самым повысив для России как риск, так и цену любого нового возможного наступления.
Для этого требуется прямая военная помощь, причем в значительно больших количествах, чем она оказывалась до сих пор, включающая в себя летальное оборонительное оружие, с тем, чтобы Украина могла организовать эффективную оборону. Правительство США должно предоставить Украине военную помощь на сумму 1 миллиард долларов в 2015 г., сделать это необходимо как можно скорее. Дополнительные поставки на такую же сумму следует предусмотреть в 2016 и 2017 годах.
Дополнительная помощь военным оборудованием должна включать в себя: РЛС для обнаружения артиллерии, беспилотники (дроны), электронное оборудование для обнаружения и уничтожения беспилотников противника, оборудование для надежной секретной связи, бронированные Хаммеры и медицинское оборудование.
Помощь летальным оборонительным оружием должна включать в себя ПТУРСы, поскольку российские войска в районе Донецка и Луганска располагают большим количеством бронетехники, в то время как украинские ПТУРСы находятся в ужасающем состоянии.
Другие страны-члены НАТО также должны оказать военную помощь. Особо ценной могла бы быть помощь тех стран-участниц НАТО, какие все еще используют бывшие советские вооружения, совместимые с той техникой, которая сейчас находится на вооружении украинской армии.
Помощь Украине в отражении агрессии и защите своих границ никак не противоречит поискам мирного, политического, решения конфликта. Более того, она является необходимым условием достижения такого решения. Кремль будет готов к реальному поиску политического решения лишь тогда, когда он осознает, насколько высокой будет цена, и каким серьезным - риск дальнейших военных действий. Агрессия России в Украине и против Украины представляет собой самую серьезную угрозу безопасности Европы за более чем 30-летний период. У Запада есть возможность остановить Россию. Вопрос лишь в том, есть ли у него для этого воля.
Как видно, авторы доклада выступают за мирное решение проблемы, полагая в то же время, что наличие военной помощи Украине существенно облегчает достижение этой цели. Иными словами, переговоры с бандитом - это неплохо. Однако наличие исправного и точно стреляющего кольта существенно облегчает их проведение и достижение мирного соглашения.
П.С.
Реакция В.Путина на изменение вашингтонского климата последовала незамедлительно: МОСКВА, 2 февраля. 19:15 /ТАСС/. Президент РФ Владимир Путин выразил крайнюю обеспокоенность ситуацией в Донбассе и призывает стороны конфликта прекратить боевые действия.
http://tass.ru/politika/1739765
Эта логика ошибочна, однако понять ее легко. Слабо вооруженная украинская армия не сможет самостоятельно нанести достаточные потери отрядам пророссийских ополченцев, чтобы они согласились на действенное прекращение огня, способное привести к переговорам и к перемирию. Поэтому Америка должна помочь, отправив на Украину оборонительное оружие, в том числе, смертоносное. Как только в российские города начнут прибывать гробы (так гласит эта теория), президент Владимир Путин будет вынужден пойти на попятный, испугавшись негативной реакции в обществе, которое и без того нервничает из-за растущей инфляции.
Такие доводы выдвинула группа бывших высокопоставленных американских руководителей, и согласно имеющейся информации, их обсуждает администрация Обамы. Но это глубоко ошибочная точка зрения. Помощь, призванная помочь истерзанной стране, может вместо этого продлить агонию Украины и отвлечь ее от решения жизненно важных задач по реконструкции. Все эти меры вряд ли собьют Путина с его деструктивного курса. Они лишь еще больше приблизят США к прямой военной конфронтации с Россией.
Россияне поддерживают Путина. Кремль в качестве причины экономического кризиса назвал западные санкции. Вину за военные потери он тоже возложит на Запад. Нет никаких оснований полагать, что россияне не верят рассказам Кремля. Они вряд ли оставят Путина в его борьбе против Запада.
Но есть также вопросы практического характера. Бессмысленно поставлять оружие в войска, которые не обучены его применению. Отправят ли США и их союзники на Украину инструкторов? Если да, то американцы окажутся в зоне боевых действий, где их противником будет Россия. Будет трудно делать вид, будто Соединенные Штаты не участвуют в конфликте. Каковы шансы на то, что такое оружие получит только регулярная украинская армия, а не частные боевые отряды? Если сепаратисты возьмут в плен западного инструктора, будут ли США пытаться спасти его? Марк Боуден в своем фильме "Падение "Черного ястреба"" наглядно показал последствия такой операции, проведенной в центре Могадишо. А теперь представьте себе, что такое может произойти в 15 километрах от российской границы в районе, контролируемом российскими войсками.
И наконец, представьте себе ответную реакцию. Что мы будем делать, если Россия продолжит эскалацию конфликта? Или если Кремль проведет кибератаку против какого-нибудь финансового института в США, уничтожив данные о владельцах счетов? Не приблизится ли в таком случае Америка еще на один шаг к войне?
Неправильно пробуждать несбыточные надежды. Конечно, Украина -- жертва агрессии. Но если США и их союзники не согласятся на военную кампанию типа той, что они провели в 1990-х годах на Балканах (а за нее сегодня не ратует никто), то никакие объемы американской и натовской помощи не смогут изменить тот факт, что Россия одерживает верх. В августе, а затем в январе Путин пошел на активизацию боевых действий, не позволив Украине разгромить сепаратистов. Украине понадобится помощь для восстановления армии, и Соединенные Штаты должны ее предоставить. Но на этой уйдут годы, и этим нельзя заниматься в ходе войны с более сильным соседом.
В отличие от смелого предложения направить на Украину оружие, западная экономическая помощь этой стране пока носит весьма скромный характер. США пообещали три миллиарда долларов в виде кредитных гарантий, но это лишь малая часть потребностей страны, которые составляют десятки миллиардов долларов. В частности, это вызвано тем, что Вашингтон подозревает Киев в безудержной коррупции. Что, военные будут вести себя лучше, чем власть, которой они служат?
Сейчас Украина не может победить в конфликте. Его надо заморозить. И украинским лидерам надо сказать об этом. Если направить солдат на безнадежную войну, это лишь усугубит трагедию. Свободная и независимая Украина, прочно стоящая на защите европейского порядка и дающая твердый отпор российской агрессии, является достойной целью. Но она не освобождает нас от обязанности учитывать все последствия наших действий. А предложение вооружить Украину не соответствует такому стандарту.
Юджин Румер -- научный сотрудник Фонда Карнеги. Она написал эту статью в соавторстве с Томасом Грэмом (Thomas Graham), который работал старшим директором по России в Совете национальной безопасности.
Я не включил в этот список ни Афганистан 2001-2014 годов, ни Ирак, ни Ливию, ни Югославию, потому что я выбирал конфликты со специфическими характеристиками. Во всех этих странах - имелись внутренние проблемы. И во всех этих странах - внешнее вмешательство двух сверхдержав, СССР и США - повысило ставки до предела, вызвав невиданные по ожесточенности гражданские войны. В двух случаях из трех - их так и не удалось завершить. Корея разделена, и есть перспектива ядерного конфликта, а в Афганистане - война идет до сих пор, и там где гибли советские солдаты - там гибнут солдаты американские. Здорово.
Теперь - в этот страшный список попадает Украина.
Надо понимать, что вмешательство США в конфликт - может быть очень разным. На территории Украины - может не быть ни одного американского солдата, а если они и будут - то в глубоком тылу в качестве инструкторов. Может быть полномасштабное вмешательство НАТО, но без участия американцев и западноевропейцев - контингент вторжения наберут из Польши, стран Прибалтики, Грузии, возможно - Румынии. Частично - за деньги, частично - из соображений русофобии - а скорее всего и то и то.
Давайте рассмотрим начальное состояние Украины.
Оно, на самом деле, ужасно. Экономика не производит достаточно добавочного продукта даже для мирного времени, не говоря уж о военном. Власть неадекватна, до предела коррумпирована - впрочем, она немногим отличается от режима Дьемов во Вьетнаме - такая же мерзость. Продолжается стремительная депопуляция Украины - население бежит куда глаза глядят, в том числе и в Россию, не желая участвовать в войне. Уже самым упертым понятно, что Евромайдан - не привел ни к обновлению, ни к оздоровлению власти, просто сменилась властная команда - а деструктивные процессы продолжаются, причем с ускорением. Надо понимать, что население Украины в корне отличается от населения Кореи, Вьетнама и Афганистана. Это не сельские жители, которые слаще моркови ничего не ели, которые сохранили общинность, и которые не смотрят телевизор (а социальных сетей тогда не было вообще). Это в основном горожане, причем горожане постсоветской страны, те самые, которые не верят в пропаганду, тащат потихоньку с работы, с разрушенной социальной структурой общества. То есть - худшего материала для того, чтобы делать новую украинскую армию, придумать сложно. Трудности - они переносить не намерены, все сто процентов "за едыну", но только на словах. Обратите внимание в/на Украине на общественные настроения лета - осени 2014-го. Все исходили праведным гневом, орали что донбассярское быдло надо истребить - но как только речь начала заходить о мобилизации, о каких-то дополнительных налогах - все сразу в сторону. То есть - все за "едыну", но только на словах, никто не готов ни терпеть ни вносить какой-то свой вклад.
Что касается армии Украины - то офицерский корпус частично уничтожен, частично - находится в оппозиции к действующему режиму и не готов бомбить города. Численность украинской армии - как минимум в полтора раза ниже, чем необходимо для такого ТВД и таких задач, про техническое оснащение... тут все еще печальнее. Надо понимать, что никакого резерва, ни людского ни технического - у Украины нет. Большая часть украинской армии - это призванные насильно, не прошедшие никакой подготовки, морально сломленные люди. Действительно боеспособны добровольцы, и при необходимости - их численность может и возрасти (вряд ли Порошенко раз самому факту наличия Правого сектора, и способствует его пополнению), но военной подготовки у них нет. В лучшем случае - уровень КМБ.
Теперь вопрос. Насколько Запад готов "вписаться" в украинский конфликт
--
Афганский вариант
Афганский вариант примечателен тем, что основным приводным мотором помощи моджахедам был не президент США, а конгрессмен Чарли Уилсон, действующий во многом по собственной инициативе и исходя из собственного понимания ситуации. Он, будучи одновременно членом бюджетного комитета Конгресса и подкомитета по вопросам разведки - выделял собственной властью большие деньги и контролировал через ЦРУ их освоение. То же самое может произойти и сейчас - исполнительная власть не заинтересована в дальнейшей конфронтации, но кто-то в законодательной имеющий необходимые рычаги - заинтересован. Надо понимать, что в Вашингтоне мы сейчас - враг номер один, градус русофобии зашкаливает. По сути - отношение к нам хуже, чем в восьмидесятые, во времена Холодной войны.
Таким образом, выделение денег может конвертироваться в поставки украинцам большого количества оружия и направление инструкторов для их обучения. Оружия достаточно, скорее всего, закупят там же где и всегда - в Румынии, там и для Ливии закупали и для Сирии. Инструкторов тоже достаточно - частных, эта отрасль сформировалась в Ираке и Афганистане, и обладает богатейшим опытом.
Однако, Украина существенно отличается от всех предыдущих конфликтов.
Для того, чтобы поставки оружия принесли пользу - нужны руки, готовые его держать. В том же Афганистане - воевала большая часть мужского населения страны, беженцы, которые бежали в Пакистан - тоже готовы были взять в руки оружие и сражаться. В Украине - бегут не для того, чтобы получить оружие и сражаться, а чтобы скрыться от мобилизации. Если насильно мобилизованному человеку выдать дорогую винтовку, толку от этого будет - ноль. Это будет пушечное мясо с дорогой винтовкой. В отличие от ВСУ - ВСН состоит полностью из добровольцев, то есть это люди, которые действительно хотят воевать. Так что преимущество - на их стороне, и никакими поставками оружия - это не изменить.
--
Афганский вариант плюс или первоначальный Вьетнам.
Это ситуация, в которой к поставкам оружия прибавляется поставка более сложного оружия, нуждающегося в квалифицированном обслуживании, вместе с услугами по обучению, освоению и небольшим количеством офицеров на передовой. Это начальный период Вьетнама - надо помнить, что Америка ввязалась в конфликт не сразу, и первоначально - по крайней мере, не проигрывала его.
Тут - к описанным выше проблемам добавляется еще и проблема совместимости оружия.
У ВСН такой проблемы нет - в ВСН есть люди, обученные использованию российского оружия, оно им и поставляется, вместе с боеприпасами и услугами по восстановлению и ремонту. А во что будут поставлять США? Напрашивается вариант, при котором США финансируют перевооружение некоторых своих восточноевропейских союзников полностью на технику НАТО, а те - скидывают ненужное им более оружие советского стандарта в Украину. Но тут же - возникает вопрос: как обслуживать это оружие, чем его ремонтировать и как организовывать боепитание. Действительно, если с боепитанием еще все нормально будет - заводы по производству боеприпасов советского стандарта остались в Восточной Европе, в бывшей Югославии - то, как быть с ремонтом и восстановлением? Пока восточноевропейские страны были им вооружены - они просто заказывали и получали необходимые запчасти в России. А тут как? Надо понимать, что танк может встать из-за одной крохотной деталюшки.
А если поставлять оружие стандарта НАТО - то тут проблем еще больше. Во-первых - оно дорогое, часто в несколько раз дороже. Во-вторых - в украинской армии никто не обучен его применять, совершенно нет ремонтной базы на него. В третьих - оно может оказаться в руках повстанцев и это будет иметь сильнейший пропагандистский эффект. И это не говоря о том, что возможна целенаправленная охота спецназа ГРУ за новейшими образцами, такими как переносные комплексы Джавелин с целью изучения и построения защиты против них.
Еще один вопрос: а кто будет платить за банкет? Украина - не сможет, это уже очевидно. Европейские страны, если дело дойдет до такого уровня конфронтации - вряд ли будут платить: западноевропейские откажутся по принципиальным соображениям, восточноевропейские - просто из-за отсутствия денег. Получается, что все опять ложится на бюджет США, который только что перенес финансирование Ирака и Афганистана и находится не в лучшем виде.
--
Вьетнам и Корея. Полномасштабная война.
В Корее, если кто не помнит - серьезно рассматривалась возможность применения ядерного оружия против СССР.
Вопрос тут - кто пойдет. Американцы - могут сколотить контингент вторжения из армий стран Прибалтики, Грузии, Польши. Сами - ввести войска специального назначения, возможно, предоставить воздушное прикрытие. Понятно, что в такой ситуации Донбасс и Луганск будут взяты. Вопрос в том, что дальше:
- Крым. В отличие от Донбасса и Луганска - Крым отлично подходит для обороны, а на его территории находятся не ополченцы - а кадровые войска Российской Федерации. В Крыму - практически нет проукраинских элементов, из всех бывших частей Украины - эта была полностью пророссийской. В приведенной выше статье - ставится цель полностью освободить территорию Украины, включая и Крым - но понятно, что нападение на Крым приведет к полномасштабной войне с Россией. Тем не менее - украинцы могут воспользоваться и обязательно воспользуются ситуацией, напав на Крым и попытавшись втянуть в войну континент НАТО.
- Донбасс и Луганск. Во-первых - совершенно понятно, что даже континент НАТО заплатит за эти города огромную цену. Даже если Россия не вмешается - будут уличные бои. Массовая гибель мирного населения, тяжелые потери среди атакующих. НАТО - до сих пор не имело дело с такими образцами оружия как РПО Шмель, никогда не встречалась с обороной, насыщенной ПТРК и ПЗРК. Массовое применение ПЗРК - приведет к потерям вертолетной техники и резкому сокращению или даже отмене вертолетных перевозок, к чему контингент НАТО явно не привык. Во-вторых - после того как Донбасс и Луганск будут "звильнены" - более чем вероятно начало террористической войны по варианту Северной Ирландии. Надо понимать, что фронт сейчас - он частично ограждает территорию остальной Украины, если фронта не будет, а будет вялотекущая война - то она, безусловно, охватит Харьковскую область и может пойти на юг. Тогда и НАТО и украинским силам безопасности - предстоит контролировать огромную территорию, их действия - будут только множить ненависть населения, а Россия - минимальными средствами сможет вызвать трату куда больших средств. Известно, что Осама бен Ладен потратил на теракты 9/11 около 4 миллионов долларов, а затраты США на GWOT приближаются к четырем триллионам и конца-края не видно. В этом случае - Россия опять выигрывает, минимальными средствами ослабляя геополитического противника и заставляя его истекать кровью. США - уже потратили огромные деньги в Ираке и Афганистане, деньги, которые они могли бы потратить на себя. Рано или поздно - американская экономика просто не выдержит.
- Ответные действия России. Я уже писал выше и повторюсь, что Россия может предпринять очень широкий спектр ответных действий. Во-первых - она может начать поставки высокоэффективного оружия в зону конфликта, такого как РПО Шмель. Во-вторых - она может начать поставки систем ПВО Ирану и причинить еще много вреда подобным образом. В третьих - она может начать наносить удары высокоточным оружием со своей территории, поставив контингент НАТО перед вопросом: либо наносить удары по территории России, либо отступить. В четвертых... в пятых - короче говоря, вариантов очень много.
Надо помнить что ситуация на Украине диаметрально противоположна афганской. Россия - будет нападать, Запад - защищаться, а это в несколько раз сложнее и дороже. Нападающий - может быть сильным там где ему надо и когда ему надо - а защитник должен быть сильным всегда и везде.
- Вопрос реинтеграции Донбасса и Луганска. Нет ни плана, ни денег, ни даже видения, а что будет потом. Для решения этой проблемы понадобятся огромные деньги, учитывая ситуацию с коррупцией, большая часть будет разворована. Мирная часть Украины - нуждается в помощи не меньше, чем Донбасс и Луганск.
- Нацификация. Надо понимать, что вместе с контингентом НАТО - в/на Украину попадут и журналисты. На львовских рынках - они найдут Майн Кампф. В Киеве - они найдут тех, кто орет "Хайль Гитлер". Все это - попадет в СМИ. Бороться за независимость Украины хорошо из Вашингтона - там можно что-то не замечать, а в Киеве - не замечать будет уже невозможно. Еще большую опасность - будет представлять общение солдат НАТОвского контингента с неонацистами и бандеровцами. У них у самих дома не все ладно - а неонацисты предлагают очень простой способ решения большинства проблем. Таким образом, солдаты могут вернуться домой и начать распространять фашизм уже дома - а Украина превратится в реактор нацизма, распространяющий заразу как на Восток так и на Запад.
--
Полномасштабная война России и НАТО. Надо что-то объяснять?
Подводя итоги: проблемы Украины принципиально другие, они не решаются поставками оружия. И я думаю, что в больших количествах оно поставлено не будет (небольшие поставки уже идут), а размещение контингента НАТО - и вовсе из области фантастики.
Тем не менее - я допускаю такой вариант
- конфликт столбится на какой-то точке. Подписывается мир, подобный версальскому. То есть не мир - а перемирие на сколько то лет.
- Запад все эти годы - "накачивает" Украину. Подрастает новое, полностью фашизированное поколение
- через какое-то время начинается война России и Украины.
Памятуя об этом, надо понимать, что не всякий мир надо подписывать. И проект России - должен включать не ДНР и ЛНР, и даже не Новороссию - надо понимать, что делать с Украиной в целом. Как провести дебандеризацию страны. На что Украина будет жить.
Без ответов на эти вопросы - мира не будет. А именно Россия - должна его принести. Мне будет стыдно, если это будут другие.