Аннотация: краткое, но фундаментальное исследование, не доведённое до конца из-за невероятной сложности предмета
Междометия действуют как мантры в повседневной жизни. Конечно, это утверждение относится вообще ко всем словам, но к междометиям - особенно.
Наглядный пример - мат. Мы используем его для быстрого решения близких маленьких проблем. Будто пробиваем заторы или разбиваем невидимые комочки, возникающие у нас перед носом. Вот рядовой, но показательный случай:
Пришедший по вызову рабочий долго возился, вставляя замок, и у него никак не получалось. Наконец, испросив у хозяйки разрешения сматериться, он сказал "..."! - и работа была сделана.
Мат - это слова, в которых информация либо вырождена, либо подменена, как в жаргоне. Это потому, что информация здесь - не главное. Мат обладает энергией, правда в самой грубой и доступной её форме. Но люди, достигшие большого духовного развития, утверждают, что материться нельзя ни при каких обстоятельствах. И не только материться, но и говорить такие слова, как "говно", "жопа", и даже "придурок". Потому что, хоть они и помогают нам справиться с ситуацией, но несут негативную энергию, которая, делая одно, портит другое. Но вернёмся к междометиям.
Основная функция междометий та же - перенос энергии на соответствующий объект. Междометие "Ну" направлено на преодоление энергии покоя - будь то стоящая лошадь или начало предложения. "Тьфу!" отталкивает нехороших сущностей и прочих микробов. "Э-э" - энергия концентрации, которая помогает преодолеть рассеянность. А вот пример энергетически пустых междометий. "Блин!" - суррогат известного созвучного слова. Употреблять "Блин" - всё равно что использовать курзюме вместо кофе или безалкогольное вино вместо обычного. Поэтому бесполезно пытаться фокусировать энергию досады в это восклицание - оно не способно разорвать тенёта обстоятельств.
Междометия очень похожи на "семенные слоги" - односложные мантры, которые превращают энергию чакр в звук. Распознать, к какой категории следует отнести конкретное междометие, можно легко, сопоставив его с семенными слогами в тибетском варианте.
Восклицая "Ах!", мы выражаем восхищение ("Ах, какая девушка!") или изумление ("Ах, какая девушка") или мечтательное чувство ("Ах, какая девушка..."). По-грузински это будет "Вах!", по-английски "Вау!", но русский язык не только великий и могучий, но и самый точный. Именно звук "Ах" и соответствует горловой чакре. Манифестация этой чакры - мир асуров, и соответственно, основная эмоция - зависть, желание заполучить то, что есть у других. При её тантрическом преобразовании получаем мудрость опыта. Отсюда становится видно, что "Ах" неизбежно содержит примесь зависти (либо мудрость опыта). А вот в религии Бон слог "ах" соответствует божественным мирам, и тогда междометие подчёркивает смысл глагола "восхищаться" - увлекаться в высоту, возноситься духом.
Междометие "Хм", выражает обычно либо пренебрежение, либо озадаченность. Пишется одинаково, но звучит по-разному. Вот когда мы произносим, не раскрывая рта, "хм-м..." с интонацией озадаченности, то, как мне кажется, это ближе всего к звуку "хум", соответствующему сердечному центру. В нём, как принято считать, средоточие ума и самости. То есть, произнося это междометие, мы как бы обращаемся внутрь, к источнику своего знания, чтобы получить ответ. Кстати, если произнести слово "ум" с придыханием, как в тибетском, получится "хум".
С остальными междометиями хуже. Точнее с семенными слогами. Например, "ом", соответствующий аджне (между бровями), буддисты относят к сфере богов, и в нашем языке нет ему междометия. Но в мире богов, конечно, есть, и оно, наверняка, там самое распространённое.
О звуках нижних чакр тибетские источники умалчивают. Вероятно, из-за боязни злоупотребления. Правда мы-то уже давно сами догадались, как они произносятся, но об этом я уже писал вначале.