Буддист не тот, кто верит Будде, а тот, кто верен себе. Потому что он и есть Будда. Дзэн и Дао — всего лишь слова. Попытки объяснить их иначе, чем “Дзэн есть Дзэн, а Дао есть Дао”, убивают и Дзэн, и Дао. Каждый из нас совершенен: к чему же тогда стремиться к совершенству? Проблема лишь в том, что многим очень трудно осознать эту идею, впитать её в себя, стать ею. Из-за этого возникают привязанности к тому, что не существенно (то есть — что не существует: к Истинному привязанностей не бывает, ибо оно — неуловимо). Как следствие — боязнь потерять и желание утвердиться, доказать другим то, что в доказательствах не нуждается. Потому что другие — совершенны не более (и не менее). Не достижение, а осознание своего изначального, предначального совершенства есть Просветление.
Цель всех буддийских школ — обретение (но не при-обретение!) Природы Будды (иначе — своей Истинной Природы). Различны методы, поскольку различалась культурная Среда, в которой они возникали, и люди, их практикующие. Более того: существование двух идентичных практик, которые бы применяли два разных человека, противоречило бы самой сути буддизма, — поскольку Истинная Природа каждого человека (и каждого существа) уникальна и индивидуальна, притом, что является всеобъемлющей. Нет двух одинаковых песчинок, хотя в основе их лежит одна материя. Всеобщее единство и уникальность каждого не противоречат друг другу и даже не являются двумя полюсами одного Принципа: они и есть этот Принцип.
Осознав Природу Будды в себе, человек не нуждается более ни в каких практиках и ни в каких теориях, религиозных, научных или моральных. Можно почитать Аллаха, Христа, Кришну, Бумбу-Юмбу или Священную Сахарницу, побочным продуктом мыследеятельности которой является весь наш забавный мир, и при этом практиковать Дзэн. Можно медитировать или не медитировать, есть мясо или быть вегетарианцем, соблюдать Субботу или Дни Солнцестояния, — от этого ты не перестанешь быть Буддой, а Дао останется Дао. Когда ты осознал своё совершенство, Аллах, Иисус, Кришна, Бумба-Юмба и Священная Сахарница исчезают, растворившись в тебе. Растворяется даже Дзэн. Каждое действие Просветлённого, будь то медитация или дефекация, поедание пищи или подаяние нищим, будет исполнено святостью. Даже отняв жизнь у другого существа, он останется Просветлённым. Парадокс в том, что у того, кто действительно сознаёт своё совершенство, а не просто декларирует это, нет повода убивать (и вообще применять силу), если только это не является единственным (минимальным) возможным в данной ситуации действием. Если меньшее — уйти, — он уйдёт; если меньшее — сказать, — он скажет; если меньшее — подвинуть, — он подвинет; если меньшее — ударить, — он ударит; и если меньшее — убить (или умереть), — он убьёт (или умрёт), не отягощённый ни злобой, ни раскаяньем. И нет смысла оправдывать свои поступки перед другими: если они совершены в Дао, то они совершенны в Дао, если же нет, — сколько ни называй себя “орудием в руках Мирового Порядка”, кармические последствия не замедлят сказаться.
Каждый день я бываю в Тибете: я работаю заведующим склада (Примечание Автора: В китайском языке слова "Тибет" и "склад" могут быть обозначены одним иероглифом — "Цанг"). Такова суть Бай Хоу Дао. Путь Белой Обезьяны — не религия. Это не ветвь буддизма или даосизма. Путь Белой Обезьяны — это Путь Белой Обезьяны. А может, всё совсем не так. Богатейшие возможности китайского языка (о котором, сразу оговорюсь, я имею самое поверхностное представление) позволяют трактовать Бай Хоу Дао и как “тщетную обезьянью тропу” (почти что “мартышкин труд”!). Это значение не вкладывалось изначально, но раз оно есть, значит, оно есть. Позволю себе непозволительный в таких размышлениях размышлизм. Подобную игру слов можно объяснить таким образом: не иди напрасно туда, куда идти не стоит; не делай того, что тебе не по душе. Если в Бай Хоу Дао есть что-то твоё, то оно — для тебя, если же нет — воспринимай эти строки как узор на “очень мягкой бумажке”.
У меня нет ни малейшего намерения навязать тебе свою особую практику (которой тоже нет, — хотя я и не ограничиваюсь голой теорией). Мои убеждения — только мои. Я даже не утверждаю, что я — Мастер или Просветлённый: фиг его (то бишь меня) знает, хотя и есть у меня все основания полагать, что впервые я испытал Сатори года в три (хотя словарный запас мой, безусловно, слово “Сатори” в ту пору не включал). Но важно не это: важно то, что ты сам — Просветлённый Мастер, и всё, что тебе нужно — стать самим собой. То, что вне тебя, находится внутри тебя.
Ты сам сочинил то, что сейчас читаешь.
Если ты хочешь, чтобы я поделился с тобой своим опытом “духовных исканий”, спешу тебя разочаровать: этого не будет. Я мог бы рассказать тебе о своём опыте, но опыт этот всё равно останется моим, а в твой опыт войдёт только прочтение его изложения и твоё осмысление прочтения его изложения. Делиться опытом невозможно по определению. К примеру, я напишу, что занимаюсь боевыми искусствами (причём отнюдь не китайскими и не японскими) или пишу стихи, практически никакими лекарственными средствами не пользуюсь, иногда складываю пальцы в мудру или делаю стойку на голове, а вегетарианство и медитацию считаю для себя не пригодными (хотя у меня имеется своя созерцательная практика, о которой мы ещё поговорим). Значит ли это, что я “передал опыт” и что ты достиг всего, чего достиг я (если я чего-то достиг)? Быть может, твоё сердце как раз таки лежит к медитации, писать стихи ты хоть убей не можешь, да ещё и обладаешь такими способностями, о которых мне и не снилось! Всё, что я могу, это предложить кое-что, через что прошёл, чтобы ты посмотрел, подойдёт ли это тебе. Выбрать Путь, подходящий именно для тебя и только для тебя — дело исключительно твоё, — и при чём тут вообще Белая Обезьяна?..
Ты занимаешь то место, которое ты занимаешь. Твой выбор делается только тобою, и ответственность за него (и на житейском, и на кармическом уровне... что, в принципе, одно и то же) лежит только на тебе. Никто и никогда никого не может заставить. Никто никому ничего не должен. Ты делаешь только то, что хочешь... и хочешь только то, что делаешь.
Во всём плохом и хорошем, что есть в мире, виноват только ты.
Признавайся, кто заставил тебя читать это?!!
Ты можешь захотеть делать то, что хочешь, или то, что надо... Ты даже можешь захотеть делать то, чего ты делать не хочешь. Но если вся твоя Природа просит и требует, чтобы ты пошёл против своей Природы, — не отказывай ей даже в таком удовольствии. Впрочем, ты так и делаешь. Ты — богатырь на распутье у камня с надписью “Все дороги ведут в... [здесь ты можешь вставить слово на своё усмотрение]”. Что бы ты ни делал, ты делаешь то, что делаешь, и получаешь то, что получаешь. То есть то, что сам себе и даёшь.
Вернёмся же, как говорится, к нашим баранам (то есть к Будде). В Начале было Слово... да так словом и осталось, потому что всякое изложение Истины сводит Истину на нет. Есть слово называющее и слово определяющее (от слова “предел”). Я не буддист, если иметь в виду определение и определивание: я слишком уважаю старика Гаутаму (как и, например, безумного проповедника из Назарета Галилейского), чтобы ему поклоняться, и не собираюсь выполнять всего того, что он наговорил (потому всякое сходство его Пути с моим или наоборот прошу считать случайным либо не считать вообще). Если же иметь в виду название (называние), — то почему бы и нет? Как говорится, “называй хоть горшком, только в печку не ставь”. Впрочем, я предпочитаю слово Альтер: как Дзэн и Дао, оно исчезает при попытке определить, и при этом оно пока что не стало затасканным стереотипом, вроде, например, имеющих то же свойство неуловимости слов Любовь и Счастье.
Альтер — это Альтер.
Альтер — это тот, кто является тем, кто он есть.
Эти два определения определениями не являются, так что слово от них не пострадает.
Ещё один парадокс. Ты совершенен изначально, но твоё совершенство не значит ничего, пока ты не осознаешь его. Осознавшему совершенство нет нужды совершенствоваться, — и, тем не менее, Просветлённый (или Альтер) продолжает приобретать новые навыки и познания всю жизнь. По-видимому, стремление к гармоничному развитию (будь то владение единоборствами, любые виды творчества или нравственная чистота) — то, что роднит Альтера и буддиста.
Что же касается буддизма как такового, то тут (как и везде) выбор исключительно за тобой. Лично я считаю, что из традиционных мировоззрений буддизм (и особенно — Дзэн школы Риндзай, но это, подчеркну, только моё мнение), даосизм, вероучения сибирских и североамериканских народов и некоторые другие менее оторваны от повседневной реальности, менее привязаны к внешнему (будь то личность Бога, атрибуты культа или моральные предписания), а потому более перспективны для осознания своей Истинной Природы.