Исследуя поставленные вопросы восприятия пространства, движения и времени, конечно же нужно уделить внимание тем, кто воспринимает - живым существам. Во главе, понятно с кем, - с гомо сапиенсом.
Что конкретно вызывает саму жизнь? На этот вопрос наука недвусмысленно скромно молчит. Она определяет жизнь как форму существования белковой материи. То есть, в живой белковой материи есть нечто, отличающее живую материю от неживой, не определённое даже вездесущей наукой.
Мы познаём что-то неизвестное только по его функциям. Главная из этих функций, которой лишена неживая материя, - способность к самовоспроизведению.
Живая материя может множиться бесконечно, вбирая в себя, осваивая неживую материю. Эта способность к продолжению себя и к усвоению неживой материи есть необъяснимая функция жизни, показывающая, что жизнь - не всего лишь комплекс механических сил и химических процессов, как хотела бы материалистическая парадигма.
Явления жизни - так называемые биологические явления, вполне могут быть результатом прохождения через наше пространство каких-то явлений четвёртого измерения.
Жизнь человека или другого живого существа циклична и похожа на сложный круг. Она начинается всегда в одной точке - рождения. А заканчивается всегда в точке смерти. И есть основания полагать, что это одна и та же точка. "Круги" бывают большие и маленькие. Но они все начинаются и кончаются в той же точке, где начались, - в точке небытия.
И если рассматривать каждую отдельную жизнь как "круг" высшего для нас четвёртого измерения, имеющий сложную, множественную структуру, то это объясняет, почему каждый круг неизбежно уходит из нашего пространства. "Жизнь" отдельного существа, начавшись рождением, должна завершиться смертью, которая есть возвращение к точке начала. Во время прохождения через наше пространство "круг" как бы порождает другие "линии", которые, соединяясь с "линиями" существ одного вида, создают новые "круги".
Это только представление, и даже не схема. В действительности всё происходит, конечно, совсем не так линейно. Похоже на то, что ничто не рождается, и ничто не умирает, а так нам представляется, потому что мы видим только отпечатки, разрезы явлений высшего пространства. То есть, "круг жизни" есть только разрез или след чего-то, но это что-то существует до рождения, то есть - до появления "круга жизни" в нашем пространстве. И продолжает существовать после смерти, то есть - после исчезновения "круга" за границу нашего восприятия.
Явления жизни для нашего восприятия очень похожи на движение, поэтому вполне может быть, что это есть некие иного свойства процессы в четвёртом измерении, ощущаемые нами ограниченными потугами своих органов чувств.
А можно сказать и так: жизнь есть нечто непознанное, не вписывающееся в наши понятия, в том числе понятие механического движения. Это "нечто" вполне может быть движением или процессом в высшем, четвёртом измерении, которое нами воспринимается как рождение, рост и жизнь, а затем - смерть.
А все прочие движения в трёхмерном пространстве, то есть механические движения и физико-химические процессы есть только ощущения нами каких-то непостижимых для нас свойств четырёхмерных тел.
Соответственно, для высшего пространства те явления, которые мы называем механическим движением, будут просто свойствами неподвижных тел. Точно так же, как для нас наблюдаемое в двухмерном пространстве "движение" есть свойство неподвижных тел.
Если же предположить пространство уже не четырёх, а пяти измерений, то в нём и "явления жизни", будут восприниматься свойствами неподвижных тел, а движением будут казаться, например, "явления мысли" - вероятнее всего такие, которые мы называем "намерения".
Явления движения для нас связаны с течением времени. Но мы теперь можем понять, как при постепенном переходе от низшего пространства к высшему "пропадает" движение, превращаясь в свойства неподвижных тел. А это - прекращение, остановка времени. Оперирование, пользование временем и "чувство времени" становятся ненужными!
Двухмерному существу не понять самых простых явлений - угла, высоты, глубины. Для двумерного существа время включает в себя признаки трёхмерного, четырёхмерного - высших для него пространств.
Нам для объяснения таких явлений время не нужно, но оно нужно для описания явлений и определения параметров движения, физических и химических процессов. Для человека, для трёхмерного существа, время включает в себя признаки четырёхмерного пространства и выше (или дальше?).
Таким образом видим, что временем обозначаются характеристики высшего пространства относительно данного, вернее, характеристики представления высшего сознания относительно данного. При расширении сознания проявляется условность и относительность идеи времени. По мере расширения форм восприятия увеличиваются признаки пространства и уменьшаются признаки времени.
Можно сказать, что рост чувства пространства идёт за счет уменьшения чувства времени. А чувство времени есть несовершенное чувство пространства, или результат несовершенного представления пространства.
Теперь, если очень отвлеченно представить себе мир, совершенно не зависящий от времени - это будет мир "вечного теперь", в котором нет ни "прежде", ни "после", а всё существует всегда. Такой мир описан в Ведах, в каббале, в Библии.
Нужны другие свойства воображения, чтобы выйти из границ наших стереотипов и увидеть мир в других категориях, хотя бы мысленно. Предметы вне времени и пространства будут обладать бесконечным числом признаков и характеристик, и постигнуть их человеческому уму совершенно немыслимо. Чтобы постигнуть их как-то приближённо, придётся найти способы "выхватывать" эти предметы в каком-нибудь одном разрезе их бытия.
Что такое, например, "человек" вне времени и пространства? Это человек как вид - Homo Sapiens, в то же время обладающий характеристиками, признаками и приметами всех отдельных людей. А то и всё человечество, которое было, есть и будет, а на высшем уровне - было всегда как одно нераздельное существо. Можно ли нашим умом понять и постигнуть такое существо?
Всё значение земной жизни состоит лишь во взаимном соприкосновении между сущностями и в усилиях их роста. То, что называется событиями и обстоятельствами, и что нами считается реальным содержанием жизни, - всего лишь условия, которые вызывают эти соприкосновения и делают возможным этот рост.
Всё тут "обописанное" поневоле выходит пространным и не совсем понятным. Наш язык совершенно не приспособлен для ясного выражения метафизических понятий, налицо ограниченность этого инструмента, вполне пригодного для нашего уровня. Нет подходящих слов, некоторые существительные просятся перенестись в глагольную форму, а многие глаголы уже совсем плохо выражают действия, изменения.
Говорить о том, что представляется и видится за границами восприятия, приходится только намеками и образами. Из этого можно вывести, что невыразимость - это признак реальности. Тогда то, что может быть выражено, - не вполне себе реально? Выходит так.
Все религиозные системы, все "Боговдохновенные" писания говорят о развитии души, и значит, об отношении человеческой души ко времени, а именно: об идеях перевоплощения, кармы, загробного существования. Это всё - символы, стремящиеся передать отношения, и, вследствие бедности и слабости нашего языка, не несущие смысла в прямом их выражении. Их не следует понимать буквально, так же как из буквального понимания художественных символов и аллегорий случаются куръёзы. Нужно искать скрытого значения Писаний, которое выражено не в словах, а в создаваемых при помощи слов образах.