Если есть четвёртое измерение, - значит, должно быть пятое.
Только поднимаясь над плоскостью четвёртого измерения по направлению уже совсем неведомого пятого измерения, сознание сможет охватывать взглядом тот высший мир, самое существование которого оно сейчас отрицает. Вот если понять пятое измерение, - тогда можно будет одновременно видеть прошедшее, настоящее и будущее?!
Посмотрим на время как на объект. Так мы его упростим до своих линейных представлений. Тогда оно станет как бы одномерно, и будет как бы линией, идущей из бесконечного прошлого в бесконечное будущее. И только одну точку этой линии мы осознаём. Всегда только одну точку. И эта точка не имеет никакого измерения, потому что в тот момент, когда назовём её настоящим, она станет прошлым.
Теперь усложняемся. Будем считать, что у времени существует не одно, а два измерения. Линия первого измерения проходит в последовательности явлений и в причинной зависимости: сначала причина, потом следствие. Будет последовательность "прежде, теперь, после". А линия второго измерения идёт по пространству через одновременные явления: "теперь, теперь, теперь". Пространство будет как бы второе измерение времени. Пространство есть нечто, находящееся в некоем отношении ко времени, и его можно рассматривать как линию, уходящую в бесконечность по направлению, перпендикулярному к линии времени.
Вот например, стрелка на часах показывает 12. В этот момент везде, одновременно во всей Вселенной, что-нибудь происходит. То есть, как бы лежит на одной линии, перпендикулярной к линии "прежде, теперь и после". Такие моменты и будут называться "теперь, теперь, теперь". Все события будут совершенно одновременны, и как бы будут лежать на одной прямой.
В каждой точке пространства можно представить проходящую через эту точку линию времени, то есть последовательность "прежде, теперь и после" - прошедшее, настоящее и будущее этой точки. Точно так же в каждой точке времени, то есть в каждом моменте, теперь можем представить проходящую через эту точку линию в пространстве.
Пересечение этих линий образует плоскость. Это значит, что и Вселенную мы в своей упрощённой модели можем рассматривать как плоскость, двумя измерениями которой являются пространство Вселенной и время Вселенной, перекресекающиеся в каждой точке (моменте).
И из этого можно заключить, что время по своим свойствам тождественно с пространством. Так же, как тождественны две линии, лежащие на плоскости.
А что это значит? В пространстве не могут внезапно возникать вещи, объекты, которые мы вдруг видим, - они должны существовать заранее. Точно так же и во времени: события существуют уже до того, прежде того, как к ним прикоснулось наше сознание. И они остаются существовать после того, как мы от них отошли. Следовательно, протяженность во времени есть протяженность по неизвестному нам пространству, а не только промежуток, отделяющий одно событие или явление от другого.
Таким образом, пространство можно рассматривать как второе измерение времени, а время - как второе измерение пространства.
Но мы же всё упростили, и условно взяли пространство как линию, а наше пространство имеет три измерения. Ну и что? Следовательно, время является четвёртым измерением пространства, только и всего!
Но время, как уже было указано, есть понятие не простое, а сложное. Оно состоит из понятия неизвестного пространства, уходящего в прошедшее и будущее, и кажущегося движения по этому пространству.
И следует рассматривать время как пространственное понятие, сопоставляя с двумя нашими данными - миром (Вселенной) и сознанием.
А вот теперь и подтягиваем то, о чём ранее говорилось: идея времени возникает при соприкосновении сознания с миром при посредстве чувственного восприятия. Именно благодаря свойствам восприятия наших органов чувств, сознание видит мир как бы через дырочку.
И всё же, можем как-то понять, почему и отчего возникает идея времени? Почему при наблюдении в свой "глазок закрытой двери" мы видим не одно и то же, а изменения, создающие иллюзию движения? Да и фокус нашего сознания всё время перебегает туда-сюда по миру явлений. При всём при этом ещё сознание смотрит на себя как на часть мира и в себе тоже видит всякие перемены.