Абрамян Ананун Дмитриевич : другие произведения.

Кинозеркало

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Немного о кино

  Хочешь понять культуру страны - посмотри её телевидение.
  
  Хочешь понять культуру эпохи, посмотри кассовые фильмы вышедшие в эту эпоху.
  
  Банальные вещи, но в этом правда и заключается. Фильм гипертрофированно, но если не являются явной заказухой из отдела пропаганды - являются зеркальным отображением коллективного бессознательного. Особенно если это кино массовое.
  
  У каждой эпохи должен быть свой забойный, духоподъёмный эпос про героически превозмогающего героя, на фоне масштабных событий. Который по своему тону и общей идее, должен как раз и передавать общее ощущение эпохи.
  
  На рубеже тысячелетий у нас была "Матрица". И она была, как тогда писали, "первым фильмом третьего тысячелетия". И это чистая правда, тогда ещё братья Вачовски и куча талантливых людей, реально сжали булки и выдали на гора офигенный алмаз размером с голову лилипута. Рассказывать насколько сильно "Матричная" трилогия изменила жанр боевика, кинематограф и вообще массовую культуру - считаю абсолютно бессмысленным. Потому что если вы старше 25 лет - то вы прекрасно помните как она взорвала всем мозг. И взорвала по многим причинам, и потому что была потрясающе снята, и потому что была талантливо написана. Но ещё и потому, потому что фильм будучи для Голливуда достаточно нестандартным с точки зрения морального императива (система враг, для американского кино идея, прямо сказать, довольно смелая) и при всей своей бескомпромиссности, был идеальным отображением настроения эпохи.
  "Матрица" это же фильм, по сути, о втором пришествии, том самом. Отсылки и на восточную философию и на культуру раста, тёрки за карму, линию судьбы и всё такое прочее это ещё что. Но фильм, даром что он про борьбу с удушающей системой, действительно старается показывать всё неоднозначно. Но есть чёткое распределение на хороших и плохих, на добро и зло. Люди в фильме не фига не метафорическая сторона света - ведомые самой судьбой и высшими силами на борьбу со злом, в лице того самого растаманского Вавилона, который порождение сил тьмы. И фильм успешно сливает и восточные и американские глубоко христианские мотивы, выдавая на гора довольно прямолинейную, но блин цепляющую за душу и красивую историю про последний раунд борьбы перед концом света. То есть фильм умудряясь показывать средние пальцы всей "белой америке", всё равно умудряется быть апофеозом американской идеи мессианства. Показывая её с двух сторон, со стороны удушающей системы чьи участники тоже верят в своё предназначение, и со стороны сопротивления которые против неё же и воюющих. И самое главное, "Матрица" не смотря на всю свою мрачность - это фильм ведь по сути своей довольно оптимистичный. Он про борьбу и веру против злого мира, про бунт который всегда будет успешен если ты будешь сопротивляться по настоящему. Что даже если ты офисный клерк, но в твоём сердце есть отвага, честь, и ты готов поверить в свои силы - ты способен будешь абсолютно на всё. Главное верить что ложки нет.
  И давайте вспомним все фильмы ранних нулевых - они все были пропитаны этим настроением. Тот же "Властелин Колец" едва ли бы смогли снять в другое время, хотя бы потому что он идеально ухватил настроение эпохи. Полной, не смотря на сгущающееся тучи - какого то совершенно оголтелого оптимизма. В целом, в мире, люди действительно ждали от нового века и нового тысячелетия чего то оптимистичного. Особенно после того каким чудовищным разочарованием стал 20 век.
  
  И потом, видимо по некоему замыслу вселенной, Киану Ривзу, человеку очень непросто судьбы - всю жизнь быть мессианским архетипом для вашей киноэпопеи. Нет, ну серьёзно, Нео, сын самого Дьявола, Джон Константин, даже Джонни Мнемоник в эту категорию вполне себе вписывается. А может это всё план анунаков... в общем, разумеется он должен был стать главной движущей силы, нового символа эпохи.
  
  С момента выхода первого "Джона Уика" прошло уже почти десять лет. Это уже немалый срок, что бы подвести кое какие итоги, и понять что влияние этой франшизы, которая тоже выстрелила совершенно неожиданно и необычайно громко - ничуть не меньшее чем у "Матрицы". Чад Стахелски, Дэвид Литч и другие ребята, переизобрели жанр боевика, и фильм опять же породил целую когорту подражателей, как удачных так и не очень, но в целом изменили современное понимание остросюжетного кино. И теперь каждый выходящий боевик, если он немного не "Рейд", то он немного "Джон Уик".
  
  Мне лично франшиза про Ивана Неделина нравится. Хотя как по мне, лучше первого фильма пока что у создателей не получилось (четвёртый пока не отсмотрен). Но весь цимес вселенной фильма, и делает франшизу "Матрицей" 10-20ых годов. Первый фильм с точки зрения сюжета, это просто добротный криминальный боевик, существующей в условно нашей вселенной, и даже работающий в рамках условного реализма. А новой "Матрицей", франшиза становится именно со второй части - когда местный антураж обрастает каркасом а сюжет подробностями.
  
  "Джон Уик" - мегапопулярен, и это меня удивило бы лет десять назад, потому что он на самом деле ОЧЕНЬ мрачен. Не мейнстримно мрачен. Но сейчас в 2023ом году, уже не удивляет - народ уже привык к чернухе, и оптимизмом не пахнет по моему уже нигде и ни в одном месте.
  
  "Матрица" фильм про борьбу против злого мира. Но он про революцию, про войну, про то что бороться необходимо. И даже если ты маленький человек, если встанешь - будешь не одинок.
  
  Во вселенной "Уика" - мир зла не просто победил. Мир зла абсолютен, монолитен, стоит уже долгие века, и его невозможно победить. Кто наш главный герой - он часть этого мира. Он плохой человек, но с кодексом чести, и бунтует он - потому что с ним поступили по полному беспределу. Ни о каком сломе системы речи не идёт, ни о какой борьбе добра против зла тоже. По сути сюжет всей франшизы - про последний бой неприкаянного киллера, за право умереть человеком который однажды любил. Мир к лучшему не изменится, и финал у истории может быть только один. И да, здесь тоже есть разговоры про орудие судьбы, неисповедимые пути и похоже бессмертных (по крайней мере очень древних) предводителей местного криминального мира, которые похоже в этой вселенной заправляют всей планетой. В этом плане - фильм идеальное отображение всего бессознательного западного как минимум общества в текущей действительности. Хороших людей при рычагах управления в мире нет, по хоть каким то понятиям и принципам живут считанные единицы из "причастных". А в остальном любой бунт на корабле, эквивалентен попытки переворота на подводной лодке идущей ко дну - по итогу всё равно хана. И нельзя не заметить - насколько силён контраст всего показанного, особенно на фоне завоевавших и почти добивших кинематограф кинокомиксов, которые последние лет шесть настолько кисельно-приторные и одновременно с коммерчески стерильные - что ощущение полнейшей фальши они вызывают уже на стадии анонса. Здесь же мы что наблюдаем? То что отлично продаётся тотальная безнадёга, и история про отчаянную (и самое хреновое, безнадёжную) борьбу против того что не может рухнуть, даже будучи гнилым насквозь. Всё ещё что-то решают просто хорошие человеческие отношения - но всё равно все вынуждены жить и соблюдать правила написанные уродами. Какой контрсилы тому самому "Вавилону" в фильме нет от слова совсем. Даже сам Джон, что бы просто выжить, всё равно вынужден сосуществовать с этой системой и подстраиваться под него. Вместо "Ложки нет" у нас тотальное признание абсолютного бессилия перед гребучим монолитом системы.
  
  Учитывая тенденции, я сильно удивлюсь если через пять-шесть лет, в Америке ещё вообще будут снимать такое большое и дорогое кино. Я даже не уверен что там вообще будут снимать кино, да ещё и с таким сюжетом и подачей. Но общее настроение уже настолько негативное, что в следующую культурную эпоху 30ых, нас похоже ждёт уже что-то совершенно из ряда вон мрачное. По многочисленным признакам, западная, да и мировая культура в целом, подошли к тому порогу понимания мироустройства, когда ясно что дальше будет только хуже. И по большому счёту, все разучились верить в хэппи-енды.
  
  Ну разве это не идеальное отображение того, чем дышат и о чём мыслят народные массы в эти десять лет?
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"