|
|
||
""Мастер" получил множество престижных премий, и немалая их доля досталась всем трём исполнителям главных ролей. Фильм был восторженно встречен критикой, некоторые называли его вторым по значимости после "Гражданина Кейна?, от других ему досталась слава лучшего фильма года. И все дружно уверяли, что бессмертие картине гарантировано великолепной игрой Хоакина Феникса и Филипа Сеймура Хоффмана, которых, я думаю, представлять не надо. Однако, картина провалилась в прокате. Наверное, в тот момент серьёзное кино о неизведанных глубинах человеческой души оказалось не в чести у массового зрителя западного полушария.
Для Хоакина Феникса этот фильм стал прелюдией прославившего его образа Джокера. Для Филипа Сеймура Хоффмана - это последняя серьёзная роль в кино. Увы, в 2014-м талантливейшего 46-летнего актёра не стало.
Начало картины напомнило мне философские фильмы Терренса Малика. Та же спокойная медитативность, рассудительность, красота. Но это, как ни странно, снял Пол Томас Андерсен, известный как создатель калейдоскопичной и гениальной "Магнолии?, где трудно поначалу уследить за эпизодами, так часто они сменяются, но ещё более известны его "Ночи в стиле буги? (хотя их я не слишком жалую).
Контуженный на всю голову боец Фредди (Феникс) по окончании Второй Мировой войны пытается наладить гражданскую жизнь. Но срывы следуют один за другим. Ему нет места среди людей. Убегая от них, он попадает на судно, где обретаются адепты новой псевдорелигиозной секты. У истоков её стоит Ланкастер Додд (Хоффман). Между сумасшедшим Фредди и могущественным учителем, гуру, хозяином (как правильней было бы перевести название) проскакивает искра. Не сексуальная, а та, которая связывает сердца до самой смерти (в секте культивируется идея перерождения, так что в некотором смысле можно сказать, что и навечно).
Восторженный и благодарный Фредди всецело доверяет своё сознание и душу Додду, готовый защищать его, как преданный барбос, даже когда в этом нет нужды. Додду же льстит искреннее восхищение его нового почитателя. Он понимает, что тот сумасшедший, но пытается исцелить его разум, как умеет, хотя он, конечно, ни разу не психиатр. Сколько бы ни продержалась дружба столь странных и разных людей, как бы ни раскинула их судьба, тонкое взаимопонимание никуда исчезнуть не сможет.
Фильм обладает особенностью, которая через несколько лет повторится в "Джокере? - кажется, что происходящее в картине - нереально, как бы во сне или даже в гипнотическом состоянии. Реальность и бред трудно различимы. Этим подчёркивается сущность саентологии, история создателя которой и легла в основу фильма. 8,5 из 11.
СОЦИАЛЬНАЯ ДРАМА Мастер (The Master). США, 2012. Режиссёр - Пол Томас Андерсен. В главных ролях: Хоакин Феникс, Филип Сеймур Хоффман и Эми Адамс. |
|
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"