Незадолго до начала Первой Мировой войны подружились в Париже два молодых и ветреных лоботряса светских льва: белобрысый австриец Жюль и всегда изысканный француз Джим. Да так быстро и крепко сдружились, что у меня аж мелькнула первоначально мысль, что этот фильм про геев - какой-нибудь предвестник "Горбатой горы" или "Зови меня своим именем". Но я тут же вспомнила, что это снималось в 1962-м году, а значит, не время ещё для гендерных вывихов. Вот тут я и лоханулась по полной, ибо если бы эти двое ребят были геями, их жизнь была бы гораздо менее замороченной и извращённой.
Мальчики-то замечательные, только вот молодая легкомысленная особа Катрин с улыбкой прекрасной статуи и манерами камелии, встретившаяся им на пути, - существо чудовищно эгоистичное. То она с одним роман крутит, то с другим, а затем и с третьим, четвёртым, пятым, а потом опять возвращается к нашим денди, проверяя глубину и постоянство их чувства к ней, любимой, а заодно нащупывая и предел их терпимости, и давая повод испытать мужскую дружбу на прочность (а ведь эта дружба выдержала даже бои в окопах по обе линии фронта - друг против друга).
Гадкая, имхо, баба им попалась, хотя Трюффо в неё закладывал положительный образ женщины, которой мало обыкновенной земной любви - это такая роковая особа, которая не знает границ этики (странные всё-таки существа, эти мужчины - привлекает их порочное и аморальное, которое их же и разрушает, и ведёт к гибели).
Несмотря на все эти страсти-мордасти, фильм очень светлый и лёгкий - ещё бы, современники его даже воспринимали как проповедь свободной любви (хотя, имхо, он скорей предостережение).
Жюля сыграл талантливый австрийский актёр Оскар Вернер, он был так дружен с Трюффо, что даже умер через день после смерти своего лучшего друга. Вернера называли "Лоуренсом Оливье Евразии" и "величайшим австрийским актёром современности". Не знаю, насчёт Лоуренса Оливье, мне при виде этого тихого интеллигентного мальчика (которому во время съёмок было уже 40, но выглядел он намного моложе своих лет) со склонностью к рефлексии и всепрощению вспоминался наш Смоктуновский и его Мышкин. И ещё современный немецкий актёр Том Шиллинг, которому особенно хорошо удаются роли совестливых печальных задумчивых молодых людей, которые не вписываются в своё окружение.
Сам Вернер хотел сыграть Джима, но Трюффо, к счастью, дал ему роль, которая была намного глубже и подошла ему гораздо больше - для примера, в 8 лет юный Оскар, который отличался особой чувствительностью, встретил слепого, и потом целый день ходил по стеночке, крепко зажмурив глаза, а прохожие переводили его через дорогу. После этого он испытал длительное чувство жгучего стыда за столь эксцентричное своё поведение. И пережил он немало - начиная от попытки самоубийства матери на его глазах в те же 8 лет до бегства во время 2-й Мировой из фашистской армии, куда его призвали, и подпольного существования с женой-полуеврейкой и трёхмесячной дочкой в Бадене.
На роль Джима Трюффо пригласил актёра французского кабаре Анри Серра, для него это стала самая значимая роль в его биографии.
Роль Катрин сыграла знаменитая Жанна Моро, которую Орсон Уэллс называл "лучшей актрисой современности". В её репертуаре - 142 картины, многие из которых сняты выдающимися режиссёрами, но роль в "Жюле и Джиме" она считала своей лучшей.
Очень рекомендую к просмотру эту прекрасную картину французской новой волны. И да, ещё, "Жюль и Джим" был любимым фильмом Стивена Хокинга - не знаю почему, может быть, потому что он, такой лёгкий и изящный, заставлял великого физика на время забыть о тяжком бремени собственного тела? 10 из 11
Жюль и Джим (Jules et Jim)). Франция, 1962. Режиссёр - Франсуа Трюффо. В главных ролях: Оскар Вернер, Анри Серр и Жанна Моро. Драма, мелодрама. |