Япония, 2002-2005
Режиссер: Кэндзи Камияма
Наверное, чтобы совсем без проблем смотреть аниме-сериал "Призрак в доспехах", надо иметь хоть какую-то подготовку. У меня такой нет и, признаюсь, мне поначалу было трудно въехать в то, что происходит. Собственно, ничего такого сложного, но мультяшные роботы-тачикомы до того по-детски выглядят, и ведут себя столь наивно, и даже пищат малышнёвскими голосами так, что кажется: сюжет должен быть очевиден и прост. Но когда во втором сезоне меняется мультипликация и резко убавляется "детскость", понимаешь, как сильно ее не хватает. Потому что сложно на полном серьёзе разбираться в политических интригах Японии будущего, где насущны проблемы типа способов лечения склероза кибермозга или манипуляции сообществом беженцев после очередной мировой войны. Тут бы не в закулисные тонкости въехать, а в реалии самого мира, где у каждого человека, если не весь организм кибернетичен, то что-нибудь да имплантировано, где рука может неожиданно оказаться огнестрельным оружием, а люди обмениваются информацией, подключаясь через розетку к мозгу друг друга. Пока интрига не завертелась, я боялась даже, что брошу смотреть, потому что для восприятия оказалось тяжеловато. Но где-то после того, как действие начало активно раскручиваться, резко прибавилось драйву, и дальше смотреть стало опять интересно. Да простят меня любители аниме за такой примитивный анализ, но я пишу так, как воспринимаю, а воспринимаю как случайно вторгшийся в сферу японской культуры зритель.
"Призрак в доспехах" - это определение прежде всего относится к робототехнике. Призраками в будущем называется информационная составляющая искусственного интеллекта, которая при исчезновении носителя может быть восстановлена, аналог человеческой если не души, то памяти и мыслительной способности. Доспехи - естественно, бронированная оболочка роботов. Группа боевых роботов-тачиком подчиняется девятому отделу Министерства Общественной безопасности. Сам девятый отдел - это специальный мобильный отряд полиции, который занимается особо важными и секретными заданиями. Два сезона - это два расследования, по ходу их действия мы соприкасаемся с новой реальностью, в которой еще различима психологическая грань между человеком и машиной, хотя внешне уже распространены роботы, не отличимые от людей, и встречаются люди, чей мозг заперт в оболочку, совершенно не схожую с человеческим телом.
Сознание людей пока еще индивидуальное, но люди напрямую подключаются друг к другу, к роботам, к сети, появляется тенденция к развитию общего сознания. В то же время тачикомы - роботы с изначально заданными одинаковыми характеристиками и общим, синхронизированным сознанием - очень быстро развиваются в направлении роста индивидуальности, почему их периодически и посылают на обнуление программы. Люди хорошо осознают свою разницу с роботами, но роботы в процессе своего развития начинают задумываться над проблемами бытия, доходят до идеи существования Бога и задаются вопросом, насколько можно считать призрак аналогичным душе и можно ли физическую гибель робота при наличии его информационной основы в сети считать бессмертием. В обоих сезонах роботы доходят до столь высокой стадии развития, что привязываются к людям и жертвуют собой ради их спасения.
По сюжету в обоих сезонах сериала боевой группе девятого отдела противостоят двое одиночек: Смеющийся Человек и Хидэо Кудзэ - лидер движения защиты прав беженцев. Но оба героя - подставы, марионетки в руках сильных мира сего. За их спинами прячется вся мощь политической машины и корпораций.
Рулят в этом мире по-прежнему люди, но уже перерождается запущенный ими в сеть искусственный интеллект - Кукловод, в процессе индивидуального развития у него появляется сам собой призрак, который выходит из-под контроля и начинает преследовать свои собственные цели. К счастью, этой целью не является низвержение власти людей. Но человечество играет с огнем, стремительно, не оглядываясь, двигаясь по избранному пути кибернетизации общества.
В то же время Смеющийся Человек и Кудзэ - о которых знает всё японское общество, которые кажутся всесильными и могущественными, в самом деле таковыми не являются. Смеющийся Человек - это и вовсе юноша, начитавшийся Сэлинджера и совершивший в прошлом опрометчивый поступок, который сделал его знаменитым. Оба персонажа становятся жертвами семиотизации, когда они становятся знаковыми, культовыми фигурами, при этом сами являются вполне второстепенными персонажами, которых могло бы и не быть, их существование не столь уж обязательно, они прикрывают собой закулисную игру власть предержащих. Особенно это характерно для Смеющегося Человека - он сам практически ничего из себя не представляет, во всяком случае из того, что о нем говорят, действует именно символ, и этот символ становится важнее самого человека.
Вопросы, которыми задаются создатели сериала, вряд ли можно назвать столь уж злободневными для нашего времени. Они еще зачаточны, но технологии слишком быстро развиваются: поэтому сюда можно отнести вопросы клонирования, компьютеризации общества, создания робототехники и, конечно же, вечные политические. Но мы еще пока что живем в нашем мире. Это, скорее, предчувствие тех гигантских проблем, которые встанут перед людьми в недалеком будущем. Они рисуют модель общества, очень знакомую нам психологически, но получившую столь сильное техническое и кибернетическое развитие, в которой мы с вами вряд ли когда смогли бы полноценно существовать. Тот шаг, которое сделало человечество, столь огромен, что расстояние между людьми будущего и нынешними много больше, чем между нами и первобытными племенами. При этом процессы, не контролируемые обществом в целом, а только единицами, усугубляют непредсказуемость этого развития.
Кроме сериала есть еще три одноименных фильма. Я собираюсь их в ближайшее время посмотреть и постараюсь, как будет возможность, сравнить.
8 из 11 баллов. Рекомендую к просмотру, но не как развлекательный фильм, а требующий внимания и осмысления.
Эх, ни слова про Бато не написала. А ведь собиралась...
(с) Оксана Аболина |