Антохин Евгений : другие произведения.

Хроники деревянных войн

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


   "Хроники деревянных войн"
  

"Отзыв на роман Виталия Абояна "Древо войны"

   Давным давно в далекой-далекой галактике... и т.д.
   Сколько по истине великих изобретений можно приписать человечеству? Пожалуй, пальцев одной, например, правой руки калеки-ветерана столярного цеха хватит, чтобы их пересчитать. Ну, и как принято у врачей - одно лечат - другое калечат - есть среди этих изобретений поистине страшные... Будильник, мобильник и атомная бомба по степени их опасности от большего к меньшему. Есть еще одна довольно спорная в этом вопросе вещь - компьютер. Полезен он или опасен - решать индивидуально каждому, но прогрессивное человечество продолжает исправно отдавать под его контроль все, что только можно подключить через универсальный "сериал бас".
   Современная фантастическая литература уже лет двадцать как обожествила компьютер, приписав ему все смертные грехи, провела жесткую параллель с главной причиной судного дня... Рисует воображение современных фантастов чудовищный оскал и круто сдвинутые брови на экране монитора, а "квадромегабайты" памяти, помноженные на многоядерный процессор, вынашивают в отношении разумных человечков коварные планы порабощения. Даже специальный жанр придумали - киберпанк. А виртуальная сеть - это вроде как отдушина тем, кому плохо живется в реальности.
   О чем это чтиво - киберпанк? О компьютерах, или все же о людях? Скорее второе. И когда книга пишется о людях, то вся компьютерная подоплека становится красивым фоном для нескольких человеческих судеб. Наверное, это и есть киберпанк.
   "Древо войны" - книга о людях. Она не пестрит навязанными техническими (или, скорее, псевдотехнинческими) подробностями. Здесь не найти "умных" разглагольствований героев о пропускной способности шины или методах повышения тактовых частот работы процессора. Зато есть максимально просто изложенное ассоциативное понимание принципа работы тех или иных составляющих компьютера. Взять, к примеру, виртуализатор: просто и понятно. Или принцип перемещения внутри сетей - а впрочем, многое автор почерпнул и у отцов-основателей. Оно и правильно - зачем изобретать велосипед дважды. В общем, не надо быть технически подкованным задротом, чтобы понимать язык автора. Простота изложения - его, если не конек, то, по крайней мере, принципиальный подход к творчеству. А это говорит в его пользу.
   Далее - атмосфера. Ох, любит сейчас читатель "атмосферность"! Хотя, не все понимают до конца - что это такое. Атмосфера киберпанка, если прибегать к канонам жанра, должна слегка угнетать, ибо, кто-то очень хорошо подметил, что киберпанк пришел к нам, в Россию, с запада, из тех стран, в которых жизнь простого обывателя относительно комфортна. Именно такой "зажравшейся" публике должно быть интересно - а как там чернь подноготная поживает. Может, от части, по этой причине, в нашей стране киберпанк не особо прижился. И найти среди современных авторов достойных, которые смогли бы передать максимально "атмосферно" жизнь "донных" обитателей мира сего очень сложно. Атмосфера книги навевает что-то киберпанковское - однозначно. Это и корпорации, занимающиеся высокотехнологичными разработками, и компьютерные "ковбои", рвущие защиту серверов, хранящих самое ценное в техногенном мире - информацию. И большие города, и микрочипы, разгоняющие мозги, и вирт-коннекторы, "впаянные" прямо в нервную систему... Проще говоря, атмосферность - зачет!
   Книга не нашпигована вульгарщиной (а мне лично жаль). Ведь "донным обитателям" на все нас... положить. И их стиль общения - тоже своего рода кусочек той самой атмосферности, которого в книге недостает. Но желание автора - выражаться корректно, надо уважать, так что этот маленький аспектик даже не в пику, а скорее в некое пожелание что ли...
   У героев книги есть одно очень замечательное качество - они все яркие и запоминаются с первого раза, а это всегда имеет определяющее значение для книги. Нет смысла что-то читать, если потом придется отматывать назад, чтобы освежить в памяти чего там было, и кого как звали. Книга это не кино - здесь важно, чтобы подогреваемое текстом воображение вырисовывало максимально красочные картинки и складывало их в один большой интересный "фильм". Если это происходит, значит автору респект. Происходит однозначно. Автору - респект. У каждого героя свой индивидуальный характер, который диктует его поведение, не идущее в разрез с логикой и здравым смыслом.
   Дальше... составляющая хорошей книги - это оригинальность сюжета. У современных авторов с этим туговато. Но, попадаются и те, у кого еще затесались в рукавах тузы. С самого начала книги и до самого финала сохраняется интрига. Что происходит в действительности - абсолютно не понятно, но жутко интересно. И финал не разочаровывает. Автор умудряется не свести все к простецкой банальщине, а выставляет его далеко не в стандартной форме. Как однажды спросили Кинга - что бы ему могло понравиться в литературе, он ответил: "Все, что я сам бы написал, если бы первым догадался". Вот примерно так воспринимается финал "Древа".
   Что еще... герои, оригинальность сюжета, интрига... а - конечно же драйв. Он должен быть, он нужен, он есть. Не надо понимать драйв, как некое "постоянное движение" в книге. Драйв - это когда сюжет развивается именно с той скоростью, с которой ему надлежит развиваться. Стоит чуть превысить, или наоборот - замедлить, и аварийная ситуация гарантирована. "Древо" это не боевик, и не заумная хрень, это даже не что-то среднее, это книга, в которой коэффициент драйва математически правильно высчитан. Хотя, элементы боевиковости присутствуют - тупоголовые охранники "большого воротилы" и киборг - убийца, идущий по следу главной героини.
   А еще в книге нет "мыльнооперных" соплей, и крушение надежд, как лишний раз доказательство коварности жизни. Не стоит рассчитывать на хэппи-энд, но и совсем уж плохо все не закончится. Все так, как могло бы быть в действительности. Немного не достает психологичности, но закрыть на это глаза вполне позволительно. В качестве компенсации - развитие сюжетной линии Карнера - американского ученого, работающего на японскую корпорацию. Вот примерно так происходит разложение личности. Печально и неизбежно.
   Завершая разбор полетов, делаю вывод, что "Древо войны" - книга, заслуживающая внимание. Радостно становится на душе, когда приходит понимание, что есть еще авторы, которые способны предложить что-то большее, чем набор штампов. И что даже сегодня, когда литература в стране поставлена по принципу втюхивания "жвачки для мозгов", еще есть возможность почитать хорошую литературу.


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"