Извиняюсь заранее за невежество моего поступка, что желание выразить свой восторг от прочтенных "Стен" и "Стен 2", да бегло осмотренных некоторых других публикации, затмило рациональное ознакомление со всеми материалами предоставленными здесь, а уж после эмоциональных восхищений. Уж больно много для удержания уже имеющихся эмоций.
Я искренне рад тому, что узнал и коснулся ваших взглядов. Не знаю, как в целом описать, но всё ж как-нибудь попробую.
Я на данный момент ещё не читал Бердяева, но бегло ознакомился и понял, что далее следует осмыслить мне именно его.
Абдулла:
Советую "Смысл творчества"... Хотя... у него гениально почти всё подряд.
Николай:
Некоторое время я считал, что видимо никто ныне не вникает в суть работ Ницше, благодаря которому я сумел для себя описать и объяснить многое, окромя меня. И был крайне рад столь четкому сведению сверхчеловека Ницше, вашего богочеловека и пример Иисуса в единое понимание.
Абдулла:
Почему это /моего/ богочеловека? Не моего. Это понятие существует от начала христианства...
Николай:
Прошу прощения за, быть может некую невнятность, я связь через смартфон веду.
Моя жизнь склад не легкий имела и я уже от неё отказывался не раз, а месяц назад осмысленней всего, и именно по тому же суицидальнному настрою о коем вы упоминали тут. Мне до ужаса страшны люди боящиеся смерти и мысли о ней.
"Презреть физическую боль, страдания и увечия. Я дух заключенный в плоти, бремя испытываемое и наносимое ему/духу/, мне не ведомо."- это я.
Абдулла:
У Вас есть желание длительного философского общения со мной?
Мне кажется, что Вы в данное время в очень угнетённом духовно-психологическом расположении. Я годами был в депресняках. Но в последние полгода или около того обрёл, кажется, какой-то покой... Но возможно вернутся ещё мрачные дни... Кто знает...
=========================================
Николай:
// У Вас есть желание длительного философского общения со мной? //
Скорее всего-да. Я длительное время находился в изгнании и одиночестве среди людей, возможно и сейчас нахожусь. Даже теперь, наверное больше, чем год назад. Меня всегда восхищали и притягали идейные формирования людей, будь это хоть неонацисты, хоть христиане гурьбой в церковь идущие. Но наверное, именно слепота и несовершенство предмета их поклонения и массовая несознательность, отталкивала. Я представлял себе, как претворившись, будто мыслю, как они отдамся этому единству. Но слишком я "сам в себе" и не терплю воздействия извне, мне ближе замкнутость и отрешенность одиночества Ницше. Не на одной кафедре, мне кажется не научат, как прочувствовать его метод переосмысления. Я может и не могу донести, того что извлек, но я это чувствую в себе.
Абдулла:
Вообще-то, я так подумал, по телефону набирать философские дискуссии Вам будет не легко... У Вас нет компьютера?
И вообще - чтоб не сойти сума (людям нашей породы) нужно бы иметь возможность самого настоящего отшельничества, затворничества... Есть такая возможность у Вас? Не работать, никуда не ходить, месяцами и годами контактировать только самым узким (минимальным) кругом лиц. Ницше как-то сказал, что кто не имеет две трети времени на себя - тот раб. В сущности, смысл уединения прекрасно понимали все отшельники во всём мире. Будь то святые отцы христианства, или индийские йоги. И смысл этот всегда сводится к одному - освобождаться по возможности от власти массового сознания. Это страшная сила. Гордыня думать, что ты можешь запросто контактировать с мировой толпой, и сохранять свою индивидуальность, самостоятельность мышления, внутреннего мира. Я уже не раз поплачивался за эту самую самонадеянность... Нет, не говорю что надо дико бояться дурдома... Просто делюсь опытом...
Николай:
// Мне кажется, что Вы в данное время в очень угнетённом духовно-психологическом расположении. //
Наверно именно так. Но ведь причина угнетения, именно-я. Я самоистязаюсь. Возможно я этим хочу какой-то извлеч, способ бичевания всех слепых дабы они прозрели. Честно говоря, я запутался, я мечусь, будто чего-то не успею, хоть прекрасно понимаю, что торопиться некуда. "Живи сейчас, ты не в силах что-либо изменить"-доносится мне отовсюду. "А я и живу. Просто пассивным существованием моя жизнь не ограничилась. Я в себе понимание и познание творю"-отвечаю я им и вижу, как лица их искривлены улыбкой издевательски-надменной. Мне уже высказывали люди, в моменты моих попыток им донести моё понимание чего-либо, мол не боюсь ли я с ума сойти или в больницу загреметь, я лишь им намекал, что страх я презрел, а в больницу именно они меня и могут из страха спрятать чтоб спокойный уклад их жизни не нарушал.
Абдулла:
Всякая издевательски-надменная улыбка в каком-то отношении непременно права. К такому утешительному выводу я пришёл. Если на тебя рявкнули, или косо посмотрели, оттолкнули, обругали, ударили, убили - ты это обязательно каким-то образом и в каком-нибудь да смысле заслужил. Когда научитесь это понимать - Вам станет намного легче. Но надо чтоб Вы это действительно поняли. Тут целый метапсихоанализ метафизики мирового духа в нас.
===========================================
Николай:
Сейчас прочел ваши семь проповедей. Читал вдумчиво и разборчиво.
Абдулла:
Где Вы могли прочесть эти семь проповедей /сейчас/, если я эту мою публикацию уже, наверное, год как скрыл из соображений моральной устарелости?
Первая мысль была, уж извините, что Вы просто почему-то солгали. Что Вы эти проповеди читали давно.
Вторая мысль было, что я их не скрыл. Проверил, нет, точно сокрыто. Я сам могу увидеть только после авторизации.
Третья мысль была, что возможно Вы прочли их /сейчас/ где-то в другом месте. Как минимум на двух сайтах они есть.
Четвёртая мысль, что эти опциевые ограничения почему-то не действуют, если заходить через мобильник.
Пролейте, пожалуйста, свет. Мне очень интересно, в чём тут дело.
Николай:
Мне кажется, что монахом о котором вы там пишите, я уже являюсь. Мне не очень ясно представляется критика Ницше, в силу именно моего отношения к нему, как к тому чей гнев я на себя направил. После осознания и понимания возможности контроля над собственным страхом смерти из которого вытекают все остальные, я стал считать его духовным близнецом. После некоторых раздумий и осмыслении я пришел к выводу, что никто в действительности не достоин культа личности окромя Иисуса, из-за их несовершенства.
Абдулла:
Я уже сказал, что считаю эти проповеди устаревшими. Многое из того, что я в этих проповедях говорил, уже не соответствует моему мировоззрению на сегодня. Например, я там сильно превозносил католицизм в отношении к православию. Но после годов интенсивного общения с Бердяевым (интуиции которого я безгранично доверяю) я понял, что не всё так просто, как мне представлялось...
Контроль же над страхом смерти может быть иллюзией. Этот страх можно преодолеть, чему свидетельством является история всякого рода героических смертей. Но идти против страха и действовать вопреки ему - это не то же самое, что и контролировать...
Ницше:
У холодных душ, у мулов, у слепых и у пьяных нет того, что называю я мужеством. Мужественен тот, кто знает страх, но /побеждает/ его.
=============================================
Николай:
Явно я вник не во всё вами, Абдулла, здесь истолкованное. Я признаю, не боясь быть непонятым, вашу исключительность и оправданность называться "проповедником нового научного толка". Мне думается я понял ясность вашего толкования отличную от "всех остальных", грешущих впадением в крайности выводов вплоть до абсурда и самозаблуждения. А попытки совершаемые Злом вас задеть и оскорбить считаю низшей формой зависти и использование открытой возможности посредством комментариев, высказать и вылить помои, что люди копят в себе хоть на кого. Неужто сложно для этой черной массы, что выделиться среди себя старается, попытаться отнестись к предоставленным им на ознакомление материалам с долей возможного просвещения и познания, чего-то для себя нового.
Абдулла:
Ещё раз здравствуйте!
Забудьте о черной массе. Давайте думать о том, как /нам с Вами/ строить наш диалог. В чём он может заключаться, что собой представлять, если Вы говорите, что полностью согласны и разделяете? Ведь разговор интересен и он может быть творческим процессом, если есть неясности толкования.
Но у меня есть идея на наш счёт. Раз так, раз Вы полностью согласны с основными положениями моего "проповедования нового научного толка"... Что если попробуем поиграть в /новый психоанализ/? В тот самый, о котором я давно мечтаю, и который мне видится слиянием наставничества, исповеди и фрейдовского классического психоанализа?
По почте, анонимно, Вы как на духу отвечаете на любые мои вопросы по ходу развития глубоко интимной беседы. А если где-то не можете ответить (противление подсознания) - мы эти моменты (ситуации) запоминаем (у Фрейда это называется сопротивлением). Короче - хотите ли полностью довериться мне, как духовнику-психоаналитику? Что это значит?! Это значит, что Вы априори выказываете некоторый кредит доверия моей компетентности. Что Вы, собственно, уже отчасти сделали в Ваших восхвалениях в мой адрес.
Если у нас заладится творческий процесс глубинно-исследовательского общения, наберутся "кипы" материалов - встанет вопрос о судьбе этих записей. Заверяю Вас, что решение будете принимать Вы единолично. Захотите, чтоб всё было уничтожено - удалю. Скажете - опубликуем. Или можем подождать с решением.
В общем - думайте сами. Не хотите роль пациента-исповедуемого - находите слабые, на Ваш взгляд, места в моей философии и выступайте оппонентом. Но в психоисповеди будет /всё/ и в комплексе. Это будет нечто небывалое. /Может/ быть чем-то небывалым... Уже придумал публикационное оглавление нашим материалам:
"Первая психо-исповедь с Николаем Рявкиным".
З.Ы.
А в статейке "Чего не понимал ещё Фрейд" я маленько растянул предложения и усложнил понимание основной мысли. Но если хотите, можем начать с разъяснения того, чего именно не понимал ещё Фрейд с точки зрения моей реформации основ психоанализа.
Я долгие годы самолечился просто читая его труды и применяя его метод к себе. Можно сказать, что он меня на каких-то этапах просто спас.
======================================
Николай:
Выражаю своё полное согласие с вашим предложением.
Вы говорите о выражении моего несогласия по каким-то пунктам с вашим уже опубликованными проповедями-беседами. Но пока у меня, по мере прочтения, возникает ощущение, что, быть может, если бы я совсем не пришел в упадочное настроение невозможности серьезного влияния (воздействия словом и примером своей святости, духовной чистоте, бескорыстии помыслов) на людей пребывающих в безразличии к судьбе мира(преображении духа во имя шансов невозврашения к хаосу, о котором вы говорите), то наверняка шел далее, как мне кажется, именно путем близким к вашему.
Абдулла:
Говорите "в упадочное настроение невозможности"... Если б вы знали, с какой частотой я сам в эти упадочные настроения невозможности впадаю... Эти самые перепады стали, могу сказать, второй натурой что ли... Нормой, если хотите. Самое сложное было для меня научиться в эти самые периоды богооставленности (назовём это так) осознавать дальнейшие подъемы вдохновения. Но я постепенно учился этому. При чём учился не только осознавать в периоды мрака перспективы возвращения к свету, но и в периоды света осознавать неизбежность очередной фазы мрака упадочного настроения невозможности. Ибо одно осознание тут предполагает и другое и являются концами палки и сторонами монеты. Вот чему мы будем вас учить в первую очередь.
Люди возвышенные как - сперва читают, скажем, Ницше, или Ауробиндо, там, Бердяева. Ждут чего? Они ждут блаженства. Вот приобщусь к высокому духу Ницше, буду не один и будет /хорошо/. Потом быстро приходит мрак и мысли о том, что мол всё напрасно, всё тщетно.
Но сама установка на хорошее самочувствие есть ничто иное, как животная ориентация на позитивные эмоции и на избегания отрицательных. Только в христианстве учителя наставляли на путь добровольного страдания. Ни одна другая религия не доросла до понимания смысла страдания. Ницше отрицает христианство, но сам рассуждает как заправский христианский святой:
Ницше:
Не надо искать наслаждений там, где нет места для наслажденья. И -- не надо желать наслаждаться! Ибо наслаждение и невинность -- самые стыдливые вещи: они не хотят, чтобы искали их. Их надо ИМЕТЬ,, -- но ИСКАТЬ надо вины и страдания! --
Абдулла:
Он и не осознавал глубокого родства, идентичности своего духа с духом христианства.
Так вот отчаяние не есть повод думать пессимистически. Просто самосознание духа должно ещё научиться контролировать свои аффекты и не идти у них на поводу. Как это не парадоксально, но можно оставаться оптимистом и в самые тяжёлые состояния духа. Для этого нужно учиться уметь видеть смысл в страданиях. Это очень трудно, ибо в генетической памяти миллиардов лет эволюции предков нет тому естественного подтверждения. Радостно = хорошо; горестно = плохо. Но дух должен возвышаться над этой простой и естественной формулой. Страданий можно не бояться. Скорее надо бояться и не доверять всякого рода эйфорийным настроениям. Ибо тут может таиться великая опасность. Можно душой продаться приспособленческого свойства мировоззрению. Что и есть окостенение и гибель духовная. Даже в самых высоких радостях может таиться подобная опасность.
Николай:
Я уже начал осознавать необходимость наличия во мне не только собственного ДИР, но и знания. Я ещё до знакомства с вами наметил себе знакомство с Н. Бердяевым, Ауробиндо, Бергсоном, Хайдеггером, Бартом, Брехтом, Мамардашвили и ещё некоторых, но этих главенствующе. Ещё месяц назад я не знал о существовании экзистенциализма и своё суицидное расположение духа думал угасить углубленным и постепенным изучением выше перечисленных авторов. Но осмысление и намерение совершить самоубийство по средствам подчинения дыхания, его остановки, мне тоже многое дало. Я понемногу освобождаюсь из собственных иллюзий, в которые сам себя загнал (не отрицаю и возможность моего дальнейшего заблуждения).
Абдулла:
Само мысль о том, что можно освободиться от иллюзий представляется иллюзорной установкой. От иллюзий можно /освобождаться/, но не /освободиться/. Я могу быть в меньших иллюзиях чем вы, или ещё кто-то. Но я обязательно сплошь в иллюзиях. Всё что я говорю о смысле жизни, как служение невозвращения всей вселенской эволюции к хаосу, о противостоянии энтропии и негэнтропии (негативной энтропии) как противостояние зла и добра - всё это не есть достигнутое понимание реальности, но очередное мифотворчество сознания. Через миллионы и миллиарды лет ДИР и НТП все эти представления будут не то что курам на смех, но просто как первые элементарные процессы в нервной системе амёб. Это надо осознавать. Все религиозные системы грешат непониманием этого и мнят себя постигшими истину (бога), хотя с другой стороны и признают непостижимость бога (истины). Тут есть глубокое противоречие. И когда очередная церковь самопровозглашается - уже в зачатке умирает истина. Ибо истина недостижима. Истина есть вечный путь и становление, а не застывшие каноны.
Так что освобождайтесь от иллюзий дальше и не помышляя об окончательном освобождении. Заблуждения и есть преграды для созидающего духа. Если достигнуть окончательного освобождения - что оставалось бы изучать в себе и в чём была бы самосозидание, жизнь?
Кстати - Будда именно этого достиг. Полного освобождения. Дело лишь в том, что он достиг не того что нужно. Ибо жизнь есть вечное самопреодоление, творческое горение без конца. Так что Будда достиг освобождение сознания от работы, а не от иллюзий. От иллюзий освободиться нельзя. Только освобождаться.
Николай:
Что-то мысль далее не клеится, остальное покажет /новый психоанализ/.
Кстати, я пытался вникать в суть "учения" Фрейда, но его какая-то механичность в суждениях и оговариваемая вами ложная направленность (сведение всего к сексуальности) и оттолкнуло меня.
Абдулла:
Не надо отталкиваться от Фрейда и от кого бы то ни было. Можно устанавливать приоритеты. Ибо всех не прочесть, во всех толком не вникнуть. Поэтому нужно искать наиболее совершенных. Фрейд очень и очень хорош. Гениален. Но как и все несвободен от иллюзий.
Что такое весь психоанализ? Это есть грандиозная практика переделывания всех духовных и всей духовности в мирян и в мирское. Фрейд вроде бы говорил, что всякий задумывающийся о смысле жизни болен. Таков кредо психоанализа вообще. Это есть поползновение излечения души (сознания) от всякой глубины и высоты. Нормален человек живущий принципом наслаждения. С точки зрения психоанализа всякое принятие страданий есть форма болезни. Ибо нормально стремление к удовлетворению, а не к неудовлетворённости. Заметьте, что это диаметрально противоположное тому, чему веками учили святые отцы. Они учили, что всякое плотское грех, а духовные искания подвиг и единственно стоящее. Психоанализ тянет мир обратно к плотскому и отговаривает от всяких поисков вечного смысла. Сам этот антагонизм того и этого психоанализа просто не может не захватывать внимание и не привлекать. Тут есть некие закономерности, требующие изучения и осмысления проблематики.
Психоаналитики учат приспосабливаться. Если ты не в ладах с миром, нужно учиться ладить с ним. Отцы же вослед Христу учили не любить мира и того, что от мира. В конце концов произошло закономерное разделение жизни на мирское и духовное. Всякий не от мира сего мог идти духовным путём. Там были свои победы и поражения. Теперь всё это в прошлом. Теперь мир хочет поглотить всю жизнь целиком. Жизнь духа гаснет. Но эволюция все ровно творится духом. Сам по себе безжизненный мир не может продвигать эволюцию. Миллиарды людей бросаются в крайность поверхностной жизни и это даёт грандиозные плоды мирового прогресса (эволюции) по части НТП. Это тоже своего рода утешение. Эволюция в целом не дремлет. Даже в века глубокого кризиса духовности дух находит применение своим миротворящим порывам. Психоаналитики сами того не ведая готовят армии приспособленцев, которые что делают? Всеми правдами и неправдами осуществляют мировой прогресс (шансы невозвращения). Ибо именно к этому влечёт всех инстинкт.
В чём же тогда проблема, скажете вы. А в том, что не все призваны служить эволюции именно через материальную сторону. Более того - скособочивание акцентов в одну сторону (по части служении эволюции через НТП) вполне может погубить всю жизнь мира.
Мы хотим чего? Того же, чего и все остальные - как можно больше услужить эволюции. Да больно стезя наша трудная.
=============================================
Николай:
Выражаю своё полное согласие с вашим предложением.
Вы говорите о выражении моего несогласия по каким-то пунктам с вашим уже опубликованными проповедями-беседами. Но пока у меня, по мере прочтения, возникает ощущение, что, быть может, если бы я совсем не пришел в упадочное настроение невозможности серьезного влияния (воздействия словом и примером своей святости, духовной чистоте, бескорыстии помыслов) на людей пребывающих в безразличии к судьбе мира(преображении духа во имя шансов невозврашения к хаосу, о котором вы говорите), то наверняка шел далее, как мне кажется, именно путем близким к вашему.
Абдулла:
Людей пребывающих в безразличии к судьбе мира на самом деле нет. Всякая страсть, всякое небезразличие именно и есть небезразличие к судьбе эволюции, жизни вообще. А есть непонимание сути всех стремлений. Наше дело не призывать мир к высоким стремлениям, но пояснять суть всякого стремления. Не чему-то /другому/ учить, но учить осознавать всё то же самое, что творится в душах, в глубине подсознания. А творится там у всех одно и то же. Мировой дух стремится через каждого творить шансы невозвращения. Берите к примеру любое стремление и анализируйте. Все извращения воли и все непотребства, вся грязь и бестолковость мотиваций только от гипертрофированности каких-то эволюционно нужных действий (еда, секс, конкуренция) и недоприобретённости других, новых, сложных мероприятий; всего того, что от жизни будущего, от созидаемого богочеловечества. Суть последнего - творческое вожделение (которое ещё чуждо животным). При чем не просто отвлечённого творчества чего-то конкретного и обособленного, а именно что созидание духа (бога-инстинкта) над всей вселенной на вечную перспективу и над самим собой, своим самосознанием.
Николай:
Я уже начал осознавать необходимость наличия во мне не только собственного ДИР, но и знания. Я ещё до знакомства с вами наметил себе знакомство с Н. Бердяевым, Ауробиндо, Бергсоном, Хайдеггером, Бартом, Брехтом, Мамардашвили и ещё некоторых, но этих главенствующе. Ещё месяц назад я не знал о существовании экзистенциализма и своё суицидное расположение духа думал угасить углубленным и постепенным изучением выше перечисленных авторов. Но осмысление и намерение совершить самоубийство по средствам подчинения дыхания, его остановки, мне тоже многое дало. Я понемногу освобождаюсь из собственных иллюзий, в которые сам себя загнал (не отрицаю и возможность моего дальнейшего заблуждения).
Абдулла:
Чтоб побеждать хандру и тягу к самоубийству нужно занять свой дух созиданием. Есть другой вариант - тление. Это когда энергия жизни выпускается как пар из паровоза, где КПД очень низок. При этом человек живёт полной жизнью. Все эти распутства и извращения, которые снова, как однажды в великом Риме, охватывают мир, это всё ничто иное, как это самый нереализованный пар, потеря КПД. Сами того не осознавая миллионы людей просто избавляются от не умеющей эволюционно реализоваться энергию, дабы суметь приспосабливаться и жить. Но это не наш путь. Эти широкие врата есть необходимое зло несовершенного мира. Энергия ищет выхода и реализация. И самым распространённым способом выпустить "лишний" пар - конечно же является древнейшее богослужение (служение эволюции). Секс. Поэтому я не слишком сокрушаюсь всему этому, ибо понимаю смысл. Эволюционный смысл. Отношение ко всякому распутству должно быть не паническим и хаотически-бессильным. Тут должен быть взор творца и конструктора. Смотрите на все эти безобразия с точки зрения как бы реформатора. Именно что символ паровоза вполне годится. Всё человечество есть такой несовершенный паровоз. Пыхтящий и теряющий попусту эволюционную энергию в силу неумения её реализовывать.
Все высшие взлёты культуры были связаны с новыми эпохами творческого вдохновения. Дух созидания гаснет от того, что сама установка жизненная ещё барахлит. Древняя Греция не могла вечно процветать, ибо там была ещё культура работы над объектами. Ещё не было (и всё ещё нет) целостной вселенской установки творить над всей материей вселенной без остатков и завершения. И Рим должен был пасть. И будут падать все новые и новые конкретные формы, ибо всё конкретное, обособленно взятое оторвано от вечности и целостности должно окостенеть и угаснуть. Только вечное созидание без претензий на завершение может быть неугасимым и неувядаемым. Так вот нам нужно учиться посвящать себя этому вечному созиданию и при этом через все страдания и отчаяния как должное. Именно этому учит Христос. Целостности мотивации в промысле божьем (эволюции) с преодолением всякой ограниченности воли и стремлений. Он как бы главный конструктор всей эволюции и хочет каждый калорий жизни ставить на служение своему вселенскому созиданию. Надо учить мир учиться у Него. Учить мир стремиться к неуклонному увеличению КПД миросозидания (реализации всех паров), жизни. Все пороки и все безумия беснующейся от неведения сути своих стремлений воли должны всё эффективнее сгорать в едином творческом порыве творить шансы невозвращения. Вот в чём видится путь к богочеловечеству (христочеловечеству).
Николай:
Что-то мысль далее не клеится, остальное покажет /новый психоанализ/.
Кстати, я пытался вникать в суть "учения" Фрейда, но его какая-то механичность в суждениях и оговариваемая вами ложная направленность (сведение всего к сексуальности) и оттолкнуло меня.
Абдулла:
Знаете... Может и не будет никакого психоанализа... Просто я хотел вас немного раскрепостить. А может в каком-то смысле и в какой-то мере будет. Посмотрим.
З.Ы:
Ваши прикреплённые документы были совершенно пусты. Выкладывайте лучше ваши работы на журнале. Там и почитаю.
==========================================
Николай:
Я понемногу продолжаю читать ваши беседы. Вот закончил "на форуме "философский форум"". Меня очень сбивают с пути (осмысления) и сути нашего предназначения (действий направленных на увеличение шансов...) раздумья о будущем и роли в этом всем НТП. То есть это мне кажется преградой к продолжительному (из поколения в поколение) становлению и проявлению в людях их богочеловечности (ну или перерождения в неё). Те кому вы доносите главную мысль о Боге, как Эволюции явно это не могут увязать этого в своей голове, в силу их отстраненности от духовного формирования.
Абдулла:
Так в том то и дело, что не могут. Если бы могли - это была бы уже другая история. Но история нашей жизни (нашей с вами конкретно) такова, что мы стремимся по высшему разряду выкладываться по делу дальнейшего духовного формирования мира на данный этап эволюции. Так что это самое неумение увязать следует воспринимать не просто как должное, но и необходимое. Это и есть наша задача и проблема, преграда и преодоление.
Николай:
Для меня "ещё одно мифотворчество сознания" сие является универсальным ключом к пониманию того же Нового Завета или Бердяева.
Прочел вступление "Смысла творчества" и для меня незнакомые и непонятные философские термины, такие как "эмпирическое", "имманентное" (также как в Новом Завете метафоры -"сын божий", "духом нечистый") воспринимаются интуитивно.
Абдулла:
"Имманентное" - это противоположность "трансцендентного". Ну, это как абстрактное и конкретное с той смысловой примесью, что тут как бы деятельное отношение или что-то в этом духе. Можно сравнить этот антагонизм и с "духовное" и "мирское"; "идеальное" и "материальное". Грубо так и интуитивно говоря...
Бердяев учит, что обе крайности воли, как воли к чисто имманентному, так и к чисто трансцендентному одинаково ложны и являются проявлением объективации сознания. Что полнота жизни - по ту сторону разделения мира на имманентное и трансцендентное.
Разделение мира на духовное и мирское само по себе есть проявление косности и несовершенства. Воля должна не просто стремиться к вечности, но и в каждом акте жизни "здесь и сейчас" жить полнотой вечной жизни. Нужно увязывать и налаживать жизнь мира как единое целое. Это и есть путь к совершенству. А не отрицание всего конкретного и утверждение потустороннего мира... Или отрицание "потустороннего", и утверждение имманентного. Религиозники всегда впадают в соблазн и забывают о том, что мир несовершенен целиком, в комплексе. А не так что духовная жизнь велика и чиста, а всё мирское греховно и низко. Духовная жизнь так же вечно несовершенна. В богочеловеческой же жизни должно исчезнуть само понятие духовного и мирского. Имманентного и трансцендентного. Ибо это разделение есть разлад и дисгармония жизни.
Что касается "эмпирического"... Это что-то типа "наглядное", "фактическое", "осязательно-чувственное"... В противоположность "теоретическому", "умозрительному". Где-то так... Эмпиризм схож с имманентизмом. Но Бердяев не любит понятие "эмпиризм", а в "имманентное" вкладывает положительный экзистенциальный смысл.
Во всех этих рекламных слоганах молодёжи "живи сегодняшним днём", "бери от жизни всё", "живи на яркой стороне" - это всё слышится лозунги имманентизма. Отрицание трансцендентного. Это как бы всё обратная сторона святотеческого призывания к трансцендентному, к вечному. Беда лишь в том, что в утверждениях имманентного по умолчанию как бы подразумевается отрицание вечного. "Есть только миг, между прошлым и будущим, именно он называется жизнь". Это верно, если только не подстрочное отрицание, неведение жизни вечной. И ложным делает в принципе правильное призывание к вечности в устах священника то, что дух ударяется в другую крайность и отрицает имманентное.
Николай:
Тогда как ранее помимо вникания в суть повествования мне приходилось гадать и увязывать слова смысл которых оставался за гранью понимания.
Прошу прощения за некую задержку с ответом, но я именно что в желании ответить был "нечист духом".
Абдулла:
Никогда не торопитесь с ответом. Ждите вдохновения.
Николай:
Вчера ездил в центр города в книжный магазин за философским словарем и смотрел на всех людей меня окружающих не как на грешников, а как на заблуждающихся. Мир расцвел, он меня радовал и настроение улучшилось, было ощущение желания жить, в противовес недавнему безразличию к собственному существованию. Я, встречая близких мне людей, радостно объяснял приоткрытое мне вами понимание к смыслу самосовершенствования, но встречал молчание в знак ненадобности им моего порыва очередного прояснения и приоткрытия смысла жизни, или отторжение и упреки, что "мол мне заняться больше нечем". Я не отчаивался и не поддавался на этот писсимизм, и мне даже стало казаться, что это дело времени и моего ещё неумения подать и объяснить правильно высокодуховную мотивацию этого стремления, что им необходима (чтоб не сокрушаться по глупостям мирского мира и неизбежного, их притязания на пустоты и бессмысленность целей его). Вот и вызвало это во мне восторг и небезнадежность моего творческого позыва приведшего в окунание меня в мирское. Сейчас немного успокоился и излагаю, как мне кажется, без предвзятости.
Абдулла:
Я давно уже перестал что-либо в реале кому-то объяснять. И вам не советую. Общайтесь со мной, с другими пользователями сети (кого найдёте интересным). Может, найдём ещё единомышленников. Может и не найдём.
А в реале прислушивайтесь к настроению собеседников. Ни в коем случае не продолжайте говорить им о "приоткрытиях", если есть хоть малейшее нежелание вас слушать.
Дело в том, что весь мир есть тотальное желание жизни здесь и сейчас, приспособленчество. Все хотят динамики реальной жизни и реальных отношений. А идеальное, непонятное, долженствование - всё это нужно обсуждать между своими. Нет своих - надо искать их, создавать, организовывать особое общение в духе и истине. Интернет - идеальное пространство для этого. Лучше не придумаешь.
А так вас будут считать занудой и загружать отрицательной энергетикой. Ибо то, что вас лично заводит и вдохновляет - совершенно непонятно и вне сферы интересов всех остальных. Все ищут гармонии - но гармонии здесь и сейчас на самом примитивном, поверхностно-бытовом уровне. Вы - голова эволюции. Голова (здоровая голова) не должна совершать поползновения к тому, чтоб обсуждать свои дела с рукой, или ногой. Печенью и кишечником. Не говорю "презирайте все прочие члены эволюции". Просто надо понимать, что к чему. Миллионы и миллиарды страстно хотят лишь одного - быть хорошо функционирующими частями. Не их дело печься о вечности, строить планы, думать о судьбе мира вообще, о целом и едином. Становление богочеловечества есть долгий исторический процесс. Мы - забегающие далеко вперёд особо озабоченные духом люди. Через все мучения и страдания, самоистязания мы добиваемся грандиозных потенциально результатов просветления мирового духа. Но именно потенциальных. Глупо ожидать, что соседи поймут это и оценят. К миллионам и миллиардам нужно относиться не как к равным и тожественным, а как к материалу для вечного созидания. Это значит любить их любовью божьей, с позиции /творца/. Но если Микеланджело, работая над своим мрамором, будет ждать ещё и понимания, имманентной оценки и восторга со стороны этого самого материала...
Или если Эйнштейн выбежит из своей лаборатории с криками "эврика", станет первым встречным излагать формулы своего открытия и потом сокрушаться всеобщей бестолковости...