Вот вы договорились, если я правильно понял, считать добром то, что способствует продлению существования/жизни человечества в целом?
Как можно помыслить жизнь без смерти и существование без несуществования? Смерть одних необходима для освобождения места для существования другим. То же относится к "смерти" (если понимать жизнь, как их развитие и следование им), например, идей.
Тогда, возможно, смерть человечества тоже может быть необходима для развития другой жизни?
Очевидно тогда, что то, что способствует продлению существования/жизни чего-то или кого-то (в т.ч. человечества) не может быть определением добра.
Абдулла:
Я не договаривался с Валерием, что 'считать добром то, что способствует продлению существования/жизни человечества в целом'.
Добро в моём понимании то, что способствует вечности (а не просто продлению) существования вселенской эволюции. С этой точки зрения 'смерть' человечества есть добро для эволюции вообще. Но это не следует понимать так, что человечество должно самоуничтожиться. Нет. Оно должно развиваться и преодолевать свои старые формы. Сознательно и целеустремлённо.
Фатальная же гибель человечества - не является добром, и именно потому, что для жизни мира вообще нужно переходить на новые уровни, а не исчезать бесследно.
=============================================
Ауыых:
// Фатальная же гибель человечества - не является добром, и именно потому, что для жизни мира вообще нужно переходить на новые уровни, а не исчезать бесследно. //
Абдулла, жизнь мира вообще и жизнь человечества, это, наверное не одно и то же? Новый уровень может быть достигнут и при фатальной гибели всего человечества, исчезновении его без следа, освобождении места для какой-либо другой жизни, которая может и составить переход на новый уровень.
Абдулла:
Моя жизнь, и жизнь мира - одно и то же. И это не антология, а психология.
Мне никакой другой жизни места освобождать не нужно, ибо никакой /другой жизни/ для меня (для моей психологии) нет. Есть только моя жизнь и моя же возможная гибель. Так вот я стремлюсь к шансам моего вселенского бессмертия, и противодействую моим созиданием шансам моей вселенской смерти (возобладанию энтропии).
==============================================
Спор о том, наука ли философия или нет - совершенно несостоятелен в силу неверной постановки вопроса. Дело в том, что есть много разных философий. Есть и научная философия, и есть ненаучная тоже.
Сказать что философия это однозначно наука - значит вычеркнуть из списка таких корифеев как Ницше, Бердяев, как Яков Бемё, Киркегард. Некоторых философов даже трудно будет отнести к той или иной группе.
==============================================
Давид56:
Мне кажется, что "истина" как философская категория , безнадёжно устарела ( как впрочем и другие - воля к примеру). Поэтому возникает психологическая проблема выбора. Это связано прежде всего, на мой взгляд с тем, что наша цивилизация накопила и будет накапливать необьятный архив информации, который иногда приводит к проблемам взаимодействия. Истина - это прежде всего договорённость, которая сближает энное колличество мнений. Увеличение обьёма информации усиливает потребность в систематизации, где происходит качественное дробление на узкоспециальные ряды глобального регистра архива. Этот принцип констуктивно работает в однородном пространстве .И в какой-то степени идея глобализации, это проекция попытки создать общее пространство, где возникает возможность достичь такого рода договорённость. И это не утопия, несмотря на очевидные неудачи предпринимаемых усилий. Иными словами, истина - это коллективный договор, ведущий к оптимизации коллективного бытия....
Абдулла:
Как может воля устареть? Да ещё и безнадёжно?
Ницше совершенно прав, как мне кажется. Именно воля к власти и есть истинное определение всякого жизненного стремления (индивидуального и коллективного).
А что такое договорённость? Зачем нужны всякие договорённости? Разве не для того договариваются, дабы регулировать конфликты воли в разных субъектах, которая есть воля к управлению жизнью мира?
Как видите из моих риторических вопросов, договоры есть вторичное и служебное по отношению к воле, которая первична в отношении всего остального.
==============================================
Давид56:
Уважаемый Абдулла!
Мне действительно следует быть более точным. Разумеется, я не имел в виду научную истину. "Любые истины" вне науки - суть категория моральная. Что касается "Воли", было бы целесообразней, с моей точки зрения, заменить на мотивацию, стремление, устремление...
Не будет ли вам интересно, опровергнуть Ницше в вопросе "Воли к власти"? И тогда бы мы вместе обсудили эту тему...
Абдулла:
Мне не надо опровергать Ницше ни в каком вопросе, ибо я его не утверждаю. И вообще ничего не утверждаю в принципе. Я лишь думаю, что воля к власти (мотивация, стремление, устремление, хотение, намерение, вожделение - к управлению мировой эволюцией) и есть главная истина в жизни (в эволюции).
Да, я говорю 'главная истина', ибо считаю, что истин много. Например, я сижу сейчас на стуле за компьютером. Это истина. Так же истина, что я нахожусь на планете, именуемой на русском языке 'Земля'. В этом свете что значит 'истины нет' - не понятно.
Вопрос не в том, есть ли истина, или нет. А в том, какова иерархия истин по степени значимости. Так вот отвергая бога, Ницше утверждает волю к власти и сверхчеловека. Но вопрос так же не в том, есть бог или нет, а в том, что/кто это такое. И вот я полагаю, что ницшеевская 'воля к власти' и есть 'бог-дух', а 'сверхчеловек' и есть 'бог-сын' (которого Ницше просто не признал во Христе). А воспеваемое Ницше /становление/ и есть эволюция, которая и есть 'бог-отец', которому он и служит всем своим властным творчеством.
Ибо /вселенским становлением/ мир и жизнь созданы и вселенскому же становлению (эволюции) все мы служим всеми правдами и неправдами. Так что бог-отец и есть бог-эволюция (жизнь, становление). Стало быть, Ницше никакой не безбожник, как он думал, ибо он есть сплошное стремление к жизни (к богу).
=============================================
Давид56:
// Да, я говорю 'главная истина', ибо считаю, что истин много. Например, я сижу сейчас на стуле за компьютером. Это истина. Так же истина, что я нахожусь на планете, именуемой на русском языке 'Земля'. В этом свете что значит 'истины нет' - не понятно. //
Может быть целесообразней в таком случае говорить об абсолютной истине, как о комплексе общего договора?
Абдулла:
Главная истина, или абсолютная - это всё термины. Можно так сказать, можно эдак.
Суть в том, что мы с Ницше считаем высшей истиной волю к власти. И это моё понимание высшей истины сути мирового стремления не зависит ни от каких договоров. 'Договор' есть понятие скорее политическое, нежели философское. Я могу изменить свое мнение на счёт абсолютной истины, но никак не в силу того, что договорюсь с кем-то (с Вами, допустим) считать главной истиной то-то, или то-то. Допускаю, что Вы можете доводами убедить меня в неправоте Ницше, или ещё кого-то. Но не думаю, что тут уместно применение понятия 'договор'.
Давид56:
// Вопрос не в том, есть ли истина, или нет. А в том, какова иерархия истин по степени значимости. Так вот отвергая бога, Ницше утверждает волю к власти и сверхчеловека. Но вопрос так же не в том, есть бог или нет, а в том, что/кто это такое. И вот я полагаю, что ницшеевская 'воля к власти' и есть 'бог-дух', а 'сверхчеловек' и есть 'бог-сын' (которого Ницше просто не признал во Христе). А воспеваемое Ницше /становление/ и есть эволюция, которая и есть 'бог-отец', которому он и служит всем своим властным творчеством. //
Интересная интерпретация, но это скорее относится к герменевтике, где как известно обсуждаются предельные значения той или иной культуры. Но философия требует не только художественности, а скорее чёткости. Я не знаю, что такое бог с точки зрения науки, но условно знаю, с точки зрения моральной философии или теологии.
Абдулла:
Вы знаете, что такое с точки зрения науки 'эволюция'?
Говоря 'бог-отец', я имею в виду 'эволюция'. 'Бог вообще' - такого нет. Есть разные представления о боге. Я считаю, что богом (высшей ценностью) следует считать саму жизнь мира. Мировое становление. Так что когда Вы говорите 'Я не знаю, что такое бог с точки зрения науки', я не знаю о чём Вы.
Давид56:
// 'сверхчеловек' и есть 'бог-сын' (которого Ницше просто не признал во Христе). //
безусловно, ведь Ницше соблюдал логику своей концепции. Он страстно отвергал любые формы религиозных концепций, в частности христианства. И Христос не мог стать героем его философии в качестве сверхчеловека потому, что он (Христос) учил - Царство моё не от мира сего. Ницше искал модель сверхчеловека в условиях реального времени, которым является и будущее физического мира.
Абдулла:
Царство Ницше то же самое царство Христа. Которое не от мира сего. Просто он этого недопонимал. Всякая власть идеи новой жизни есть власть не от мира сего в том смысле, что в мире сем царствуют грубые насущные реальности, а не правда. И это царство косности и инерции растерзало как Христа, так и Ницше. Произошло это распинание правды по форме разными путями, но суть одна и та же. Это распинание правды происходит с ужасной регулярностью в мире сем. Так поступил мир с Сократом, так поступил он с Бруно, с Галилеем - да мало ли с кем.
Или Вы что думаете, Христос говорил о каком-то потустороннем мире? Вслушайтесь в эти Его слова:
Иисус:
Дана мне всякая власть на небе и на земле.
Абдулла:
Вся власть и всякое творчество над этим миром. Воля Христа нацелена на управление и совершенствование всего мира без остатка. Именно этого мира. А те его слова (не от мира) нужно понимать в том смысле как я описал выше.
И всякий отказ от судьбы сего мира, как чего-то отвергнутого Христом есть недопонимание и соблазн успокоения. И тут Ницше совершенно прав в своей неприязни всего косного и нигилистического христианства, всего того, во что выродилось учение Христа. Об этом великолепно рассуждает в своих трудах Бердяев.
Конечно же никакого потустороннего мира нет и не должно быть. Правду христову следует осуществлять именно в этом едином и целостном мире. Которая и есть правда ницшева, им самим недопонятая.
Давид56:
// Ибо /вселенским становлением/ мир и жизнь созданы и вселенскому же становлению (эволюции) все мы служим всеми правдами и неправдами. Так что бог-отец и есть бог-эволюция (жизнь, становление). Стало быть Ницше никакой не безбожник, как он думал, ибо он есть сплошное стремление к жизни (к богу). //
Ницше прежде всего считал себя декадентом и проповедником европейского нигилизма. Следует отметить, что европейский нигилизм - это не камень или бомба в руках народовольцев. Это высокий уровень культуры критической мысли. Внимательно прочитайте ещё раз свою цитату о "правде и неправде служения". Ницше пытался опровергнуть евангелический принцип простого категорического силлогизма. Понятие безбожник лежит за пределами философских интересов.
С уважением...
Абдулла:
Мало ли кем мог считать себя Ницше прежде всего. Человек может сколь угодно недопонимать самого себя. Я могу лучше понимать Ницше, чем он сам самого себя.
Прежде всего он, как я понимаю, есть творец мирового становления (служитель бога-эволюции). Это касается всех без исключения (и Вас тоже). Всякое иное 'прежде всего' есть иллюзия и недопонимание самого себя. Нигилистом и декадентом европейским в каком-то смысле можно быть во вторую, третью и так далее очередь. Но не прежде всего.
Это во-первых... А во вторых, с чего это Вы взяли, что 'Ницше /прежде всего/ считал себя декадентом и проповедником европейского нигилизма'?
По-моему, прежде всего он считал себя провозвестником сверхчеловека.
Ницше:
Я люблю всех тех, кто являются тяжелыми каплями, падающими одна за другой из темной тучи, нависшей над человеком: молния приближается, возвещают они и гибнут, как провозвестники.
Смотрите, я провозвестник молнии и тяжелая капля из тучи; но эта молния называется /сверхчеловек/.
========================================
Давид56:
Благодарю за беседу..
Абдулла:
Не, ну я так не играю... Я (по моим меркам) даже и не начинал ещё никакой беседы...
Ксари:
// Мало ли кем мог считать себя Ницше прежде всего. Человек может сколь угодно недопонимать самого себя. Я могу лучше понимать Ницше, чем он сам самого себя.
-------------------
Ницше:
Я люблю всех тех, кто являются тяжелыми каплями, падающими одна за другой из темной тучи, нависшей над человеком: молния приближается, возвещают они и гибнут, как провозвестники.
Смотрите, я провозвестник молнии и тяжелая капля из тучи; но эта молния называется /сверхчеловек/. //
Абдулла! Вы, как и положено богу-овце-свинопасу, как никогда, на месте. Г-н Zadoj, большой нож заточил и ждёт Вашего божественного благословения отправиться в лес за грибами. Думаю, в такой божественной компании вы не пропустите ни одного Ницше-Трюфеля.
Абдулла:
Задой назвал тему 'НИЦШЕ: ОТВЕТЫ НА ВСЕ ВОПРОСЫ, Ницше и современность'... Он видимо думает, что мудрость в том, чтоб ответить на все вопросы.
Но Ницше сказал замечательную цитату. Что-то типа:
'Мудрость полагает так же границы собственному познанию'.
=========================================
Давид56:
// Не, ну я так не играю... Я (по моим меркам) даже и не начинал ещё никакой беседы... //
Если у Вас есть искренний интерес, я безусловно готов продолжить. Предположительное название подтемы в теме "Ницше- ответы на все вопросы" - " Критический подход к этическим взглядам Ницше". Определены ключевые слова и понятия : "Воля к власти", Христос и антихрист, правда и истина, бог- эволюция...
Вы утверждаете, что "воля к власти" является основным принципом социального ландшафта исторического процесса. Ницше, действительно без оговорок, пришёл к этому выводу( хотя это не его оригинальное открытие, как минимум следует упомянуть Шопенгауэра и Дарвина).
Абдулла:
Не так. Я утверждаю несколько иначе. Верней я ничего не утверждаю, но предполагаю, что воля к власти является основным принципом всякого жизненного стремления вообще. То есть - я усматриваю её так же и во всяком доразумном ещё животном инстинкте самораспространения генов.
Давид56:
Итак, очень схематично.
Человек - био-социальный комплекс. Исходная точка своего развития находится в природе, где безусловно функционируют биологические законы, в частности, межвидовой и внутривидовой борьбы за существование.
Абдулла:
Человек био-социальный комплекс в одном аспекте рассмотрения. Это лишь одна грань определения. С другой стороны человек творение эволюции и творец эволюции. Можно сформулировать уйму всяких определений, которые не будут противоречить друг-другу. Поэтому вопрос в том, какое определение самое наиглавнейшее. Я считаю, что никоим образом не 'Человек - био-социальный комплекс', а именно что я считаю главным определением 'человек - творение эволюции и творец эволюции'. Что значит творенье божье (жизни) и творец промысла божьего (жизни).
Давид56:
По причине X произошла мутация гомонида, которая предопределила совершенно иной путь развития - это путь развития интеллекта. Благодаря этому, происходит отчуждение от природы и возникает новая реальность - социальная реальность. Бесспорно, что содержание новой реальности определялась биологическими законами, однако интеллект первобытного человека (если придерживаться дарвинской теории развития видов), позволяет ему как наиболее слабому биологическому виду в природе выжить как виду.
Абдулла:
И опять вопрос главного и второстепенного. Понимаете, когда Вы говорите 'По причине X произошла мутация гомонида' - возникает ощущение того, что речь идёт о главном аспекте возникновения гоминида. Что типа мутация есть основной драйвер эволюции видов. И отсюда идут далёкие последствия умозаключений.
Но мутации есть лишь один из факторов эволюции. Каков главный фактор?
Главным фактором всякой эволюции является, насколько я понимаю, инстинкт. Инстинкт и есть воля к власти, то есть бог-дух в каждом живом существе. Поэтому человек (как и всякий иной вид) есть дитя преимущественно мировой воли, действующей как инстинкт завоёвывания мирового пространства, а не мутаций. Вот почему мы творенье божье, а не случайных мутаций. Мутации играют лишь вспомогательную роль в процессе развития жизни.
А то, что инстинкт главнее эволюционный фактор, нежели мутации - думаю, Вы с этим согласитесь...
Давид56:
И если внутривидовая борьба имеет свою некоторую актуальность, но это уже "нечто биологическое другое". И это "нечто другое" получило своё социальное развитие, которую назвали антропологической историей. Это позволяет нам сказать, что человек - социально - биологический комплекс в экономическом пространстве. Экономическое пространство фактически превратилось в синоним природной среды. Именно экономическая среда и определяет социальное развитие человека как вида, отстраняя биологическое на задний план.
Абдулла:
Вы что, марксист?
Всякое развитие идёт, прежде всего, от воли. Воли к творчеству и воли к управлению процессами эволюции. То есть от инстинкта жизни. Ибо что такое само 'Экономическое пространство' как не следствие потребности продолжать жить, питаться, купаться в роскоши комфорте, обретать всё больше власти и видов на выживание? Всякая экономика есть явно вторичное в отношении самой задачи выживания, то есть эволюционирования. А эта задача идёт и передаётся по генетической памяти от начала жизни, от планктонов и одноклеточных.
Всё меняется, всё переходит, совершенствуется. Экономика тоже прейдёт и должна прейти. А воля действует постоянно и неизменно. Она определяет как биологическую эволюции до разума, как НТП, так всякую экономику, так и духовное развитие, культурное и прочее.
Надо выбираться из сетей всего временного и прозревать за поверхностью суть. В этом суть философии.
Давид56:
Социал - дарвинисты не признают социализации власти, утверждая, что биологическое определяет жизнь общества и человека,указывая на биологические потребности. Этот аллогизм скорее находит свою причинность в неврастеническом типе развития личности. Вопрос в другом, в экономической и демографической стабильности социального пространства. Его неоднородность может стать причиной деградации социального процесса. Чем выше экономический статус общества, тем меньше биологического в социальном. Поэтому " воля к власти " приобретает своё новое содержание и принцип. Это индивидуальные особенности и различия, которые не вступают в биологический внутривидовой конфликт, каким представляют его социал-дарвинисты. Вы воскликнете, У Т О П И Я !
Я спокойно отвечаю. Те, кто придаёт стремлению к власти биологический статус, отказывает в перспективе человечества... Ницше искал чистоту в размышлениях и к сожалению, не смог преодолеть эмоциональность. Эта эмоциональная поспешность имела свою причинность в его плохом здоровье и в декаденском образе мышления. Ницшеанский принцип "воли к власти", скорее горькое разочарование Ницше в человечестве...
Абдулла:
Я лично придаю стремлению к власти не биологический какой-то обособленный статус, но самый универсальный. Это стремление просматривается (насколько я умею просматривать) во всякой мотивации всех видов без исключения. Так же и в человеческом социуме во всех аспектах жизни. При этом считаю, что персонально Ницше где-то что-то недопонял в своем понимании воли к власти. Но ведь от этого предполагаемого личного ницшеевского недопонимания каких-то нюансов концепция не становится ложной в целом.