Министерство образования и науки Российской Федерации
Бирский филиал Федерального государственного бюджетного
образовательного учреждения
Высшего профессионального образования
"Башкирский государственный университет"
Факультет биологии и химии
"Регуляция процессов жизнедеятельности.
Поведение животных. Рефлекс"
Выполнил:
студент 4 курса ОЗО
факультета биологии и химии
Абашев Э. А.
Проверила:
методист по биологии
Минина Н. Н.
Тема урока: Регуляция процессов жизнедеятельности. Поведение животных. Рефлекс.
Цель урока: Дать понимание процесса регуляции. Суть терминов: раздражимость, рефлекс.
Задачи урока:
1) познакомиться с регуляцией процессов жизнедеятельности;
2) дать понятие об особенностях регуляции работы организмов одноклеточных животных;
3) сформировать представление о роли нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности.
4) продолжить формирование умений и навыков по анализированию данных, обобщению материала, делать выводы, формировать новые знания
Методы:
Словесный -- беседа, объяснение.
Наглядный - иллюстрации, демонстрационные материалы.
Оборудование и материалы: Учебник Н.И.Сонина "Биология. 6 класс. Живой организм"; таблицы, иллюстрации.
Литература:
--
Высоцкая М.В. Биология. Живой организм. 6 класс: Поурочные планы по учебнику Н.И.Сонина - Волгоград: Учитель, 2005.
--
Учебник: Сонин Н.И. Биология. Живой организм. 6 класс: учебн. для общеобразоват. учреждений/ Н.И.Сонин. - 5-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2011. - 174 с.
--
Методическое пособие для учителя: Уроки по курсу Н.И.Сонина "Биология. 6 класс. Живой организм" / авт.-сост. В.И.Сивоглазов. - М.: изд. Дрофа, 2008 г.
План урока:
- --
Организационный момент.
- --
Изучение нового материала.
- --
Закрепление и осмысление.
- --
Домашнее задание.
Ход урока:
Организационный момент
Учитель: Здравствуйте ребята рад сегодня вас видеть. Могу вас поздравить, скоро у вас каникулы. Но все же сегодня попрошу вас быть внимательней, тема сложная, и интересная.
Учитель:
--
Ребята, давайте вспомним, какими признаками или свойствами обладают все живые организмы?
Ученики:
--
Рост и развитие. Питание, дыхание, выделение. Размножение, раздражимость...
Учитель:
- Достаточно
- А что же является стимулятором жизни, чтобы разбудить заставить жить природу весной?
Ученики: Свет, тепло.
Учитель:
- А что же регулирует процессами жизнедеятельности нашего организма? Давайте проведем несколько экспериментов, чтобы найти ответ на этот вопрос.
--
Итак, задание 1 ряду не дышать 15 минут (обсуждение - могут, не могут и почему)
--
Задание 2 ряду всем встать и пошагать на месте (обсуждение, почему с первым задание не справились, а со вторым справились)
Учитель:
- Как мы видим, первый ряд с задачей не справился. Но не огорчайтесь ребята. Из этого лишь следует вывод. А именно - не все процессы жизнедеятельности подвластны нашей воле.
Изучение нового материала
Учитель:
- Как же осуществляется регуляция нашего организма, и взаимосвязь его с окружающей средой мы это выясним сегодня на уроке. И так сформулируйте, пожалуйста, тему урока?
Ученики:
- Тема: Регуляция процессов жизнедеятельности.
Учитель:
- Как вы, ребята, понимаете, что такое "регуляция процессов жизнедеятельности", какими словами можно заменить?
Ассоциативный ряд может быть примерно таким: управление, согласование, остановка-включение, единение, приказ и т.п.
Учитель:
- Исходя, из того что неизвестно формулируем цель урока. Таким образом наша цель на сегодня - изучить особенность регуляции процессов жизнедеятельности.
На вопрос, как это осуществляется, помогут нам сегодня на уроке такие понятия, как раздражимость, чувствительность, регуляция, рефлекс.
Опыт 1: кусочек льда приложить к ладони у испытуемого закрыты глаза (обсуждение вывод)
Опыт 2: пером провести по ладони у испытуемого закрыты глаза (обсуждение вывод)
Чувствуют, ощущают. Формулируют определение.
Чувствительность - свойство любого организма воспринимать раздражения из внешней среды и от собственных тканей и органов.
Переключает внимание учащихся на рисунок в учебнике стр. 114.
Учитель:
- Какой организм изображен на двух верхних рисунках? Чем отличается амеба на двух рисунках? Обратимся к тексту учебника третий абзац стр.114, прочитаем: "если в каплю с амебами поместить кристаллик поваренной соли, то их тела сжимаются", то есть реагируют. Как называется такое поведение, такая реакция?
Учащиеся смогут назвать понятие "раздражимость", т.к. этот понятие изучалось ранее в теме: "Основные свойства живых организмов" , и термин приведен выше по тексту, к которому было обращено внимание.
Учитель: Найдем в учебнике предложение, объясняющее, что такое раздражимость. Выделим слова, которые должны обязательно войти в определение понятия, и сформулируем его.
Раздражимость - общее свойство всех живых организмов, способность отвечать на воздействия окружающей среды определённой реакцией.
Учитель:
--
Ребята, давайте попытаемся установить, почему, говоря о реакции амебы или инфузории, используют понятие "раздражимость", а характеризуя реакцию гидры "рефлекс"?
Учащиеся находят в учебнике определение понятия "рефлекс", анализируют его, вычленяя существенный признак (происходит при участии нервной системы).
Рефлекс - ответная реакция на раздражение, осуществляемая при посредстве нервной системы.
Выясним, вспомнив, какая особенность строения нервных клеток обеспечивает проведение нервного импульса. Клетка - ткань - система - места соединения синапс - импульс!
Выбрав момент, когда в классе установится тишина, и учащиеся читают определение нервного импульса, учитель громко хлопает в ладоши. Ученики вздрагивают и поднимают головы. Проявится ориентировочный рефлекс. Учитель: Можно ли вашу реакцию назвать рефлексом и почему?
Учитель:
- Рефлексы бывают условными и безусловными. И чтобы определить к какому типу относится проявленный только что рефлекс, обратите пожалуйста внимание к тексту стр.117-118: Выявим существенные признаки безусловного (врожденного) и условного (приобретенного в течение жизни) рефлексов, и сделаем выв
1). Услышав стук дверцы холодильника, кот прибежал на кухню в надежде получить что-нибудь вкусненькое.
2) Телёнок с момента рождения сосёт свою маму.
Закрепление и осмысление
Учитель:
--
Исходя из проделанной работы сможем ли мы ответить, как же осуществляется регуляция нашего организма, и взаимосвязь его с окружающей средой? С помощью каких процессов?
Ученики:
- Раздражимость, чувствительность, регуляция, рефлекс.
Учитель:
--
Давайте мы проанализируем знания которые получили на уроке с помощью некоторых примеров. Я привожу пример, а вы даете определение
--
Итак, когда кот прибегает на кухню вслед за хозяином, это какой рефлекс?
Ученики:
--
Условный рефлекс.
Учитель:
--
Растения перед дождем закрывают цветки.
Ученики:
--
Чувствительность.
Учитель:
--
При попадании пищи в рот у человека выделяется слюна.
Ученики:
--
Безусловный рефлекс.
Учитель:
--
И еще один пример, Увидев яркую вспышку, человек обычно зажмуривается.
Ученики:
--
Безусловный рефлекс
Домашнее задание:
Учитель:
--
Домашнее задание выучить определения понятий "раздражимость", "рефлекс", составить проблемные ситуации на условные и безусловные рефлексы стр. 114.
--
Ну вот, цели достигнуты, вы отлично потрудились. Молодцы, всего доброго, спасибо и до свидания.
Учитель биологии Миронова Е. А.
Самоанализ урока биологии.
Проведенного 20 марта 2015 года в 6 классе МБОУ "Гимназия N2" Г. Елабуга, РТ.
Я, Абашев Э. А. провел урок на тему "Регуляция процессов жизнедеятельности"
Тема сложная, присутствовала необходимость длительной подготовки.
Для урока с моей помощью было подготовлено необходимое оборудование и материалы.
Текст соответствует содержанию темы, материал излагался компактно, точно и системно в течении 45 минут урока. Основные этапы урока выдержаны, структура занятия соответствует типу и целям урока.
Форма опроса на уроке: фронтальная, индивидуальная.
Методы использовались наглядные, словесные, практические. Данные методы направлены на познавательную активность и развитие памяти, мышления, внимания а также формирования мыслительной деятельности учащихся.
Вопросы были составлены корректно, были связаны между собой, и располагались в продуманной последовательности. Все это помогло подвести учеников к изучению новой темы. Практические действия чередовались работой с учебником и в тетради. Провел закрепление с помощью небольшого опроса. Вовремя выдал домашнее задание.
В классе во время занятия поддерживалась дисциплина.
Считаю что ошибок, грубых, мной не допущено.
Учитель биологии Миронова Е. А.
урока на тему "Регуляция процессов жизнедеятельности" проведенного 20 марта 2015 года в 6 классе МБОУ "Гимназия N2" г. Елабуга РТ.
На уроке присутствовала учитель биологии Миронова Е. А.
Урок хорошо подготовлен, тема раскрыта полностью. Материал урока и подготовленные пособия соответствуют содержанию темы. Вопросы и задания соответствовали возрастным особенностям учащихся. Ребята с интересом слушали вопросы и отвечали на них с энтузиазмом. Обстановка в коллективе сложилась дружеская. Задания были продуманы логично.
Оценка : "отлично".
Учитель биологии Миронова Е. А.