Аннотация: А член фракции ДПР, но отстаивающий националистические идеи, депутат А.Гончаренко со злобой мне оппонировал, и в конце добавил, что после прихода его сподвижников к власти подобные мне будут висеть на столбах.
муниципальной собственности в Екатеринбурге".
(...продолжение...)
Главной целью и одновременно проблемой при продаже на открытом аукционе
объектов муниципальной собственности для депутатского корпуса являлось
получение в городской бюджет как можно больше денежных средств от покупателей.
Мы понимали, что в торгах участвуют непростые российские граждане,
а иностранцы решением сессии горсовета были исключены из этого процесса.
Во время обсуждения на сессии я пытался убедить депутатов
дать согласие на участие иностранцев в покупке
объектов муниципальной собственности, мотивируя тем,
что конкурентная борьба приведёт к возрастанию цены продажи на аукционных торгах,
что пополнит городской бюджет.
Представители коммунистического лагеря категорически возражали и
даже обсуждать не захотели.
А член фракции ДПР,
но отстаивающий националистические идеи,
депутат А.Гончаренко со злобой мне оппонировал,
и в конце добавил,
что после прихода его сподвижников к власти подобные мне будут висеть на столбах.
Вот такие страсти кипели в горсовете
при обсуждении приватизационных вопросов,
потому что у каждого депутата своё видение справедливости.
Как бы ни была реализована политика Президента Б.Н.Ельцина
на разгосударствление экономики, всё равно будут недовольные её итогами,
и хорошо,
если в процессе преобразований в руках обездоленных не окажется оружие.
Я же продолжал агитировать за наполняемость городского бюджета любыми способами.
Так на комиссии "По собственности"
мной было предложено в методику оценки стартовой цены
при продаже объекта муниципальной собственности на аукционе
ввести многократно повышающие коэффициенты
в нарушение норм действующего законодательства.
Противники такого подхода свою позицию аргументировали тем,
что покупатели смогут в суде оспорить
состоявшиеся торги либо любое лицо, заинтересованное в срыве сделки купли-продажи.
Но мои сторонники парировали их доводы,
что "подводных" препятствий столько в процессе приватизации -
всех невозможно предусмотреть,
зато городской бюджет сможет на какое-то время воспользоваться деньгами и
закрыть многочисленные бреши.
Так в методику определения стартовой цены
в планах приватизации при реализации муниципальной собственности
через аукционные торги были внесены изменения
в нарушение академическим гайдаровским нормам
её расчёта по остаточной балансовой стоимости,
тем самым продажная цена приблизилась к рыночным показателям.
Малый Совет утвердил решение комиссии "По собственности",
а по данному мотиву в суды не поступало исков,
где бы оспаривались сделки купли-продажи объектов муниципальной собственности,
прошедшие через аукционные торги.
Казна города Екатеринбурга
получила значительные средства
для латания дыр,
особенно в финансировании социальной сферы.
Да и прокуратура,
осуществляющая надзорные функции
за соблюдением законности в государстве,
не предъявила протест.
Комиссия "По собственности" единственная из существовавших в горсовете
постоянно действующих депутатских комиссий,
где членами с решающим голосом были утверждены народные депутаты нижнего уровня,
по одному человеку от каждого из семи районов Екатеринбурга.
По их предложению, когда процесс подготовки планов приватизации через аукционные торги
в ЕКУГИ поставили на поток,
комиссия "По собственности" предложила делегировать право организации
продажи объектов, общая площадь которых не превышала 100 метров квадратных,
в районы города.
Все небольшие объекты муниципальной собственности перешли под юрисдикцию
районных Советов народных депутатов.
Однажды в районной администрации Уралмаша я встретил
бывшего оперативника уголовного розыска, тёзку Анатолия,
который занимался скупкой на аукционах мелких приватизируемых объектов
в Орджоникидзевском районе.
В тот период я упрямо отстаивал переход к частной собственности,
полагая,
что только личная инициатива коммерсанта способна создать эффективное производство
в любой отрасли народного хозяйства,
а потому необходимо ускоренными темпами сменить на частную
общенародную форму собственности на средства производства,
тем самым перейдя к рыночной экономике.
Екатеринбург, да и весь Урал,
постепенно превращался из закрытого,
режимного края в свободную для иностранного капитала,
быстро развивающуюся территорию.
Представители горсовета отправились в США
для подписания соглашения о побратимских связях с городом Сан-Хосе.
Председатель комиссии "По собственности" вошёл в состав делегации,
выполнившей эту миссию.
Через какое-то время в Екатеринбург
с ответным визитом приехали представители уже побратимского города
для налаживания дружеских отношений.
С.Малыгин пригласил жителя Сан-Хосе вечером к нам в комиссию "По собственности".
С нашей стороны в дружеском общении принимало участие три человека,
а с водкой на столе стояла всего одна бутылка ёмкостью 0,5 литра,
являющаяся в те годы большим дефицитом,
продавалась по талонам,
которые не всегда удавалось отоварить по причине
отсутствия в продаже любого спиртного.
Побратимские интересы американской стороны представлял убелённый сединами,
годящийся мне в отцы,
но холёный,
одетый в хороший костюм,
говорящий на ломаном русском,
относящийся к белокожей части городской общины,
как потом выяснилось - уже дедушка.
После нескольких тостов за дружбу между российским и американским народами
разговор склонился к политике и за жизнь.
Американец рассказал о себе,
что в начале 50-х годов работал на военной должности в Западном Берлине.
Я же обрисовал то,
что в памяти осталось из рассказов о службе отца в тот же период,
когда он за рулём трофейного, немецкого,
легкового автомобиля колесил по улицам Восточного Берлина,
разделённого колючей проволокой на зоны оккупации.
Уже умудрённый жизненным опытом пожилой американец
искренне желал с нами дружеских отношений,
хотя в годы своей молодости смотрел в сторону советских войск в Германии
через оружейный прицел.
Это была заря свободы, открытости Урала,
как для самих россиян, так и для иностранцев,
приезжающих в Россию с деловыми либо познавательными целями.
В комиссию "По собственности" стали поступать планы приватизации
предприятий федеральной собственности,
в имущественный комплекс которых
"красные директора"
пытались включить и объекты социальной инфраструктуры,
что противоречило закону.
В дальнейшем, например,
могли выселить жильцов из общежитий и
затем перепрофилировать высвободившиеся площади под офисные либо торговые нужды.
На согласование в горсовете отводились нормативно сжатые сроки,
а право подписи после положительного заключения было только
у председателя горсовета,
который часто находился в длительных командировках.
Поэтому комиссия "По собственности" вышла с предложением
о введении новой должности заместителя председателя горсовета
по экономическим вопросам,
однако сессия горсовета по причине экономии бюджетных средств
не смогла принять решение.
Моё твёрдое убеждение состоит в том,
что единоличное управление в органах власти всегда сопряжено
с резким возрастанием коррупционной составляющей,
особенно в период передела собственности.
На одного человека проще оказать давление,
применив "кнут либо пряник",
конечно лучший вариант - коллегиальный орган.
Так случилось с приватизацией одного из самых крупных
в те годы магазинов Екатеринбурга,
план приватизации которого организаторы схемы смогли согласовать в горсовете
без рассмотрения в комиссии "По собственности"
с последующим утверждением на Малом Совете,
а возможно и эту процедуру обошли, используя человеческий фактор.
При кулуарном рассмотрении данного плана приватизации
в кабинете у председателя горсовета
меня всё же пригласили для консультации,
как специалиста по нюансам приватизации
из состава депутатского корпуса,
а может быть хотели заручиться поддержкой.
После беглого просмотра пакета документов
у меня возник главный вопрос:
о цене выкупа имущественного комплекса,
расчёт которого должен быть произведён по методике,
утверждённой горсоветом для муниципального имущества
с применением повышающих коэффициентов.
Когда в случае продажи объекта приватизации без применения аукционных торгов
итоговая цена выкупа должна быть
в 10 - 20 раз выше
остаточной балансовой стоимости, приближаясь к рыночной оценке.
Председатель горсовета попытался дать веские аргументы,
что в покупке заинтересованы уважаемые люди,
исполнившие свой интернациональный долг в Афганистане,
что, в конце концов,
они хотят и могут работать.
Я же всё равно отказался визировать предложенный план приватизации,
и, уходя с совещания,
добавил,
что установленные горсоветом правила на территории Екатеринбурга
должны распространяться в равной степени на все объекты без исключения.
Документы в первоначальном виде председатель горсовета подписал,
а через несколько лет
прокуратурой
была инициирована проверка
законности продажи этого магазина муниципальной собственности в частные руки,
которая не выявила причин к расторжению договора купли-продажи,
потому что цена выкупа
имущественного комплекса определялась по методике,
утверждённой российским Правительством Е.Гайдара.
А в средствах массовой информации часто поднимался вопрос о том,
что после приватизации
в чьи руки попадает общенародная собственность,
созданная многими поколениями строившего светлое будущее советского народа?
Так в специальном выпуске Љ3 "Вестника Екатеринбургского горсовета"
в статье "Мафия не дремлет. Органы тоже"
можно прочитать:
" информация, поступившая из правоохранительных органов,
заставляет задуматься:
из 236 заявителей, принимавших в 1992 году участие в аукционных торгах
по продаже муниципального имущества,
42 контролируются организованными преступными группами,
из них стали собственниками 32, что составляет 14% от всех заявителей и
30% - от всех собственников.
Мафии удалось завладеть 36% от всех реализованных объектов.
Это официальные данные.
А по неофициальным данным
в руках мафии
оказалось до 80% проданных городом объектов".
Хотелось бы, конечно,
знать от составителей аналитических выкладок,
какой смысл ими вкладывается в слово мафия?
В советское время у мафии было два крыла:
коммунистическое и
антикоммунистическое,
первых олицетворяли функционеры от КПСС,
а других представляли воры в законе.
По моей классификации
в период массовой приватизации
появились новые крылья мафии,
поэтому эти 80% на территории Екатеринбурга
я бы поделил поровну:
20% достались "центровым",
20% - "уралмашевским",
20% - "афганцам",
20% - "синим".
А оставшимися 20%
завладели счастливчики из состава "красных директоров",
представителей бывшей правящей партии КПСС,
которых эпоха приватизации застала в руководящих креслах.
Директорат, устанавливая себе астрономические оклады,
при острой нехватке денежной массы в государстве
возникшие собственные долги по зарплате
гасили передачей в личную собственность
долей имущественного комплекса вверенного предприятия
по остаточной балансовой стоимости,
тогда как трудовой люд
получал ту же мизерную зарплату
в виде произведённой продукции,
учтённой по завышенной, рыночной цене.
Так зарождалось расслоение
на нищие народные массы и
немногочисленный класс олигархов,
начиная от поселкового масштаба и
заканчивая представителями из журнала "Форбс".
Ещё "красные директора",
особенно гигантских заводов в моногородах,
используя ситуацию безденежья пролетарских слоёв,
скупали за бесценок у них акции,
полученные трудовым коллективом во время ваучерной приватизации,
формируя в своих руках
львиную долю уставного капитала
открытого акционерного общества.
А весь этот процесс аккумулирования
стал возможен
лишь благодаря борьбе Государства с инфляцией,
оправдывающей низкую зарплату огромной массы рабочего класса.
Поэтому сейчас олигархи
любого уровня
в огромном долгу
перед представителями наёмного труда,
создающими прибавочную стоимость.
В случае возникновения задолженности по зарплате на их предприятии,
необходимо на законодательном уровне
ввести процедуру
быстрого изъятия самого ликвидного имущества должника
с целью немедленной продажи
для погашения всех долгов.