Аара Ван : другие произведения.

Экспериментальная критика

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Провожу эксперимент: возможна ли раскрутка произведения на СИ силами одного критикующего. Произведение выбрано случайно. Просто понравилось.


   Золотая чаша.
  
   Попался мне под горячую руку и затуманенную "Самиздатом" голову роман Марины Шалиной. Случайно. Искал, чего бы почитать. Нажал на букву; затем, наугад, на страницу. И вот передо мной оказался на экране " Беспорочный". "Муж".
   У меня есть несколько способов чтения. Прочитал первые страницы "по-диагонали" - и в сознании загорелся маленький такой сигнальчик - интересно. Стоит внимания. И начал я читать по-другому, улавливая образы и вникая во все словосочетания. Вообще-то такой способ чтения у меня предназначен для Булгакова и Мерля, Цветаевой и Набокова... Это когда рискуешь забыть всё, открыть пошире душу и жить в книге. И вот такой вот "Беспорочный"...
   Ну, конечно, Марину Шалину рановато ставить в один ряд с Великими. Об этом им говорить нечего. Но у неё есть нечто такое, что делает её непохожей на других.
   Когда-то Челлини сказал: для того, чтобы создать великую скульптуру, нужно взять глыбу мрамора и отсечь от неё всё лишнее. Приблизительно так же, но более применителен к иллюстрации создания письменного произведения пример с золотой чашей. Берём кусок золота, придаём ему нужную форму и украшаем орнаментом. Давайте посмотрим с точки зрения ювелира, что получилось у автора "Мужа беспорочного".
   Начну с формы. Сюжет "Мужа" очень даже неплох. Есть в нём некий шарм, он "держит". Крепкий такой и умный сюжет, который позволяет разместить на себе кучу прекрасных образов и мудрых мыслей. Привлекателен и ярок образ главного героя, князя Ростислава, безусловно хорошо получились Некрас и Данья, варяжский берсерк неплохо смотрится. Умно и без излишеств выписаны "плохие" персонажи. Грек только малость ущербным мне показался. В целом хорошая форма получилась у этой чаши, изящные плавные обводы, тонкость соединений, выдержанность пропорций.
   Теперь об убранстве, украшениях. Вот здесь проблемно. Узор прерывается, намешано разных стилей, не создаётся общего настроения. Читая книгу, я малость запутался с именами, особенно со всеми этими "славами", забывал, приходилось иногда возвращаться назад и выяснять, кто же из них тот самый, который в начале уходил на охоту с импортной собакой, и которому другой князь подарил меч. ( Кстати, меч, по древнему славянскому поверью, не дарится - так же как и нож, - к драке. Нужно обязательно за него заплатить - хотя бы копейку). Такой моей забывчивости есть довольно нехорошее объяснение - плохо проработано взаимодействие образов. Простое правило - не распылять внимания читателя, сосредотачивать его на чём-то одном, вводя все посторонние эффекты умеренно и не в ущерб основной мысли. Мне кажется, что здесь чего-то не хватает, детализации, например. Вот если бы было написано, как у Ростислава болит рана на непогоду, или он сдувает морозные сосульки от горячего дыхания на усах - или что у него неудобное новое седло - я бы не забыл, как зовут главного героя. А то запомнилась эта импортная собака, а остальное - нужно напрягаться.
   А теперь о самом главном - о материале для чаши. Свидетельствую - золото, 583 проба (в отличие от современной 585)! Как настоящий благородный металл втягивает глаза, сочится красно-рыжими искрами, стреляет бликом от полированного бока, так и от "Мужа беспорочного" чувствуется настоящее. Вроде свежим ветерком, на полыни да на берёзовом духе настоянном, потянуло со страниц, охладило разгорячённый самиздатовским героем мозг. Почему-то, рыская по читаемым и нечитаемым, я всё время наталкиваюсь то на героических циничных ублюдков с психологией мародёров-трупоедов, то на взбалмошных девиц в кожаных трусах с шипами, то вообще на каких-то волшебных змеев с автоматами. Эти чаши сделаны из пластилина.
   Можно облечь своё творение в любую форму, украсить его любым узором. Но самое главное - материал, мысль автора, его глаза, которые смотрят на тебя между строк. В "Муже беспорочном" эти глаза чистые и глубокие, озорные и грустные, прекрасные синие славянские глаза.
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"